Что такое физические способности

Что такое физические способности

В тренировочном процессе идет не только приобретение двигательных умений и связанных с ними зна­ний, но и развитие физических способностей занимающихся.

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности» и «физичес­кие качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, одна­ко не тождественны.

В литературе определение и взаимосвязь данных понятий весьма противоречивые.

Так физические способности понимают:

— как формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Г.Г. Наталов, 1976);

— как свойственные человеку возможнос­ти, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Л.П. Матвеев, 1991);

— как развитые врожденные за­датки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических осо­бенностях организма (Е.П. Ильин, Б.В. Евстафьев, 1987);

— как воз­можности психофизиологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражне­ний (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с места на 100 см, а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой — 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные дости­жения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребе­нок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных дви­гательных действий объясняются разными возможностями отдельных орга­нов и систем организма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосуди­стой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и степень развития тех или иных физических способностей.

Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее вы­полнения.

Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей чело­века долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) каче­ства».

Понятие «качество», выражает су­щественную определенность какого – либо предмета, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Так, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, каче­стве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином.

Следовательно, фи­зические качества человека, как некоторые характеристики его двигатель­ных возможностей следует рассматривать применительно к уже реализованным способностям.

В быту, физичес­ком воспитании и спорте качественные характеристики способностей че­ловека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». По существу, физичес­кие качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физи­ческих способностей.

Между физи­ческими способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических каче­ствах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способ­ностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление ско­ростно-силовых способностей находит свое отражение не только в каче­стве «сила», но и «быстрота».

Таким образом, физические качества органически связаны с физичес­кими способностями человека и определяются особенностями их проявле­ния в разных движениях.

Читайте также:  Больно отводить руку в сторону

На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы:

— социально-бытовые условия жизни;

— климатические и географические ус­ловия;

— материальное обеспечение мест занятий;

— методика их развития и т.п.,

а с другой — наследственные факторы:

— «моторные» задатки, кото­рые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воз­действия. В качестве задатков физических способностей выступают ана­томические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные за­датки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организ­ма (адаптации), перерастают в соответствующие физические способности.

Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершен­ствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Вер-хошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов дви­гательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая струк­тура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за развитие вынос­ливости или быстроты движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Морфофунк-циональные перестройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических сис­тем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Та­кой избирательный характер функциональной специализации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятель-ности, а степень его выраженности — интенсивностью иобъемом физи­ческих нагрузок.

В настоящее время принято различать пять основных физических спо­собностей: силовые, скоростные икоординационные способности, вы­носливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы про­явления в различных видах двигательной деятельности.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:

а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;

Читайте также:  Стреляет в районе копчика

б)развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;

в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей — через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д Сила как физическое качество выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

а) быстроту двигательных реакций;

б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;

в) частоту (темп) движений.

Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.

Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

1. Кучерова А. В. Планирование и организация физкультурно-оздоровительной работы в летнем лагере: — МГУ им. А. А. Кулешова; 2010 г., 112 стр.

2. Микляева Н. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: — Перспектива; 2011 г., 152 стр.

3. Музыка О. В. Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: — Учитель; 2011 г., 128 стр.

4. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг: — Сфера; 2012 г., 112 стр.

5. Хамитова Л. Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре: — Корифей; 2010 г., 96 стр.

Емкость — это качество или условие. С другой стороны, физическое — это то, что связано с материалом или телом.

Читайте также:  Провирон действующее вещество

Физические возможности называются условиями, которые представляет организм, обычно связанные с развитием определенной деятельности или действия . Эти физические способности определяются генетикой, хотя они могут быть улучшены путем обучения.

Можно различить условные физические возможности и физические координационные способности . Условными возможностями являются скорость, сила, выносливость и гибкость . Это означает, что условные физические возможности связаны с возможностью сделать движение за наименьшее возможное время, преодолеть сопротивление благодаря напряжению, выдержать усилие во времени или достичь максимально возможного перемещения солидарной.

Координационные физические возможности, с другой стороны, являются теми, которые позволяют упорядоченным действиям достигать цели. Реакция, ритм, баланс, ориентация, адаптация, дифференциация и синхронизация или связь являются частью этого класса физических способностей.

Короче говоря, можно сказать, что физические способности определяют двигательную активность человека. Поэтому, чтобы улучшить спортивные результаты в спорте, необходимо выполнить работу по оптимизации физических способностей с помощью специальных упражнений. Таким образом можно улучшить скорость, силу, баланс, реакцию и т. Д.

Важно помнить, однако, что физические способности также устанавливают предел, установленный генами, которые не могут быть преодолены с помощью тренировок: ни один человек не может бегать со скоростью двести километров в час, независимо от того, как сильно он тренируется.

Пределы физических способностей являются одной из наиболее часто обсуждаемых тем среди специалистов в различных областях, в которых использование тела является основополагающим для достижения целей, таких как спортивные и художественные дисциплины, такие как танцы, пение. и исполнение инструмента. С одной стороны, есть те, кто говорит, что у всех нас есть предел, различный в каждом человеке, в то время как другие твердо верят, что с усилием и преданностью мы все могли бы достичь тех же целей.

Тренировка и улучшение физических способностей отмечают ужасную разницу между возможностями, которые дает нам природный талант, и теми возможностями, которые открываются для нас, когда мы приобретем технические знания. Возьмем случай с певцами: в популярной музыке принято использовать их природные дары, чтобы петь свои песни, применяя свой собственный стиль, но без множества технических основ; в академической музыке, с другой стороны, проявление мастерства, которое может иметь место в сольном выступлении, находится на гораздо более высоком уровне.

Именно здесь возникают многие моменты конфронтации и дебатов, поскольку некоторые люди отказываются изучать технику из-за боязни обуславливать свою креативность, в то время как другие не сомневаются в этом, потому что хотят максимально использовать свои физические возможности. Как и во многих других подобных темах, все мнения действительны, пока каждая из них достигает своей полноты.

Для тех, кто распознает различия в физических возможностях каждого человека, ограничения не всегда понимают их как меру оценки потенциала, но как серию данных, которые могут помочь нам найти наиболее подходящий для нас путь. Например, человек с легким, тихим голосом больше похож на музыку в стиле барокко, чем на оперу Вагнера, точно так же, как человек высокого телосложения и телосложения, несомненно, чувствует себя более непринужденно, занимаясь грубыми видами спорта, чем испытывая удачу в искривление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector