+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Процедура лицензирования банковской деятельности 2019 год

Лицензированием банковской деятельности называют порядок выдачи коммерческим банкам разрешения (лицензий) на осуществление определенных или всех банковских операций.

В свою очередь, банковская лицензия представляет собой специальное разрешение ЦБ РФ на реализацию банковской деятельности, которое удостоверяет право кредитной организации на проведение указанных в нем банковских операций, при отсутствии ограничений сроков действия. Среди основных признаков банковской лицензии выделяют:

  • · официальный характер,
  • · единообразие,
  • · бессрочность,
  • · обязательность,
  • · невозможность передачи во вторые руки,
  • · персонифицированность.

Несоблюдение указанных требований влечет уголовную ответственность, а также взыскание суммы равной доходу, полученному от осуществления банковской операции в бюджет РФ и штрафа в двойном объеме от суммы, которая была изъята.

Особый порядок лицензирования банковских операций связан с их повышенным риском и значительным влиянием на степень платежеспособности спроса в экономике. Организации, производящие банковские операции подвергаются строгому государственному регулированию и контролю со стороны ЦБ РФ — они должны в обязательном порядке получать лицензии, наделяющие правом совершать банковские операции, и регистрироваться в ЦБ РФ.

Основная задача процесса лицензирования состоит в защите интересов клиентов банков от возможных рисков и некомпетентного управления, а также интересов государства, касающихся поддержания экономической стабильности.

Процедура лицензирования, а также отзыва лицензии на реализацию банковских операций, по своей сути, представляют собой законодательную реализацию конституционной функции ЦБ РФ, задача которого состоит в осуществлении регулирования банковского сектора, контроля и надзора за действиями банков через принятие нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых актов.

Таким образом, среди основных целей института лицензирования банковской деятельности выделяют следующие:

  • — создание единого списка банковских операций и единого порядка выдачи, приостановления, аннулирования и лишения лицензии;
  • — защита клиентов банков от рисков и некомпетентного управления;
  • — укрепление доверия к финансово-кредитной системе;
  • — создание условий для финансово-экономической стабильности в стране.

Лицензированием отражает факт правомерности создания кредитной организации и ее соответствия требованиям, предъявляемым ЦБ РФ, и нормативам на момент получения лицензии и в процессе реализации банковской деятельности.

В России порядок процедуры лицензирования банковской деятельности урегулирован следующими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ, закрепляющие особенности лицензионного режима:

  • · ФЗ от 08.08.2001 N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • · ФЗ от 10.07.2002 N 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
  • · ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (гл. II),
  • · Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • · Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У «О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка».

Для получения лицензии, необходимой при осуществлении банковских операций, уставный капитал кредитной организации должен быть равен размеру, установленному ЦБ РФ, кредитная организация должна иметь специальное оборудование для реализации банковских операций, а также специалисты организации должны соответствовать квалификационным требованиям, которые предъявляются к ним в соответствии с нормативными актами и инструкциями ЦБ РФ.

Банк считается созданным, когда зарегистрирован его устав в Банке России. Согласно ст. 12 ФЗ N 395-1банки обретают право реализовывать банковскую деятельность в момент получения лицензии, которая выдается Банком России. В специальном реестре, называемом Книгой государственной регистрации, производится запись о получении лицензии на реализацию банковских операций. Данные реестра публикуются в официальном издании ЦБ РФ — «Вестнике Банка России». Также разрешение Банка России необходимо и при открытии филиалов и представительств банков.

Необходимость установления лицензионного режима объясняется тем, что:

  • · для реализации банковской деятельности банки обязаны иметь соответствующую лицензию;
  • · лицензия конкретизирует список банковских операций (ч.4 ст.13 ФЗ N 395-1);
  • · банки приобретают право производить банковские операции только с момента, когда получена соответствующая лицензия (ч.1 ст.13 ФЗ N 395-1);
  • · банк обязан выполнять лицензионные требования и соблюдать лицензионные условия.

Так, лицензионным режимом банковской деятельности называется система регулятивного воздействия на деятельность, представляющую угрозу причинения вреда обществу и государству. В связи с этим возникает необходимость получения лицензии для реализации этого вида деятельности и соблюдения всех лицензионных условий и требований в процессе ее осуществления.

Выделяют несколько типов лицензий, приобретаемых кредитными организациями. Виды лицензий отражены в Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И:

  • · Лицензии, выдаваемые созданному путем учреждения банку для произведения банковских операций
  • · Лицензии, выдаваемые для расширения деятельности банка
  • · Лицензии для расширения деятельности, которые банк может получить не ранее чем через два года после регистрации

Следует отметить, что генеральная лицензия обеспечивает банку право на осуществление всех видов операций, на создание филиалов на территории иностранных государств, на приобретение долей или акций в уставном капитале иностранных банков. Чтобы получить генеральную лицензию, кредитная организация должна пройти комплексную проверку деятельности.

Так, в соответствии с лицензией на реализацию банковских операций, выдаваемой ЦБ РФ, банк обладает правом производить покупку, продажу, выпуск, хранение, учет и другие операции, а также вправе реализовывать доверительное управление ценными бумагами в соответствие с договором с юридическими и физическими лицами. Содержание лицензии включает список операций, которые организация вправе производить.

ЦБ РФ может изъявить отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на реализацию банковских операций. Ст. 16 ФЗ N 395-1представляет целый перечень оснований для отказа:

  • · неудовлетворительное финансовое состояние учредителей организации;
  • · несоответствие квалификационным требованиям предлагаемых кандидатов на должности главного бухгалтера и руководителей;
  • · несоответствие документов (Устава и учредительного договора) действующему российскому законодательству;
  • · несоответствие требованиям к деловой репутации кандидата на должность члена наблюдательного совета в кредитной организации;
  • · неудовлетворительная деловая репутация учредителя кредитной организации, имеющего более 10 % акций организации;
  • · неудовлетворительная деловая репутация лица, выполняющего функции учредителя организации, имеющего более 10 % акций организации.

Реализация банковских операций без наличия лицензии влечет наступление административной (ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ) или уголовной (ч. 1 ст. 172 Уголовного Кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ) ответственности.

Порядок лицензирования банковской деятельности: нормативные требования и процедуры

Правовое положение коммерческих банков как кредитной организации

Кредитная организация — это понятие, которое является общим для банков и небанковских кредитных организаций. Коммерческий банк — это разновидность кредитной организации.

В Федеральном законе О банках и банковской деятельности» приводится определение кредитной организации: «Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество».

В этом определении содержится несколько существенных признаков. Александрова Н.Г., Александров Н.А. Банки и банковская деятельность для клиентов. — СПб.: Питер, 2004.

Во-первых, кредитная организация — это юридическое лицо. В п. 1 ст. 48 ГК РФ сказано: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Поскольку в Федеральном законе сказано, что кредитная организация — это хозяйственное общество, которое образуется на основе любой формы собственности, то, стало быть, ее имущество как юридического лица не может принадлежать ей иначе чем на праве собственности.

Принципиальное понимание кредитной организации как юридического лица и целого ряда связанных с этим пониманием финансовых вопросов основывается на положении, которое закреплено в п. 2 ст. 48 ГК РФ, где сказано, что «в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

В связи с тем, что кредитная организация может быть создана только как хозяйственное общество, то, следовательно, ее участники имеют в отношении ее только обязательственные права. К этому вопросу об обязательственных правах мы еще вернемся, когда будем рассматривать вопрос об уставном фонде кредитной организации. Правовое регулирование банковской деятельности. Сборник нормативных документов. — М.. Адвокатская фирма «Хайнак и К 0 », 2005.

Согласно, ст. 7 Федерального закона кредитная организация должна иметь наименование. Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на ее организационно-правовую форму.

Банк России обязан при рассмотрении заявления о регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной «организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операции.

Это интересно:  Может ли индивидуальный аудитор проводить обязательный аудит 2020 год

Кредитная организация должна иметь устав. Кредитная организация имеет устав, утверждаемы и в порядке, предусмотренном федеральными законами. Правовое регулирование банковской деятельности. Сборник нормативных документов. — М.. Адвокатская фирма «Хайнак и К 0 », 2000

В соответствии с требованиями Федерального закона устав кредитной организации должен содержать: 1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные федеральным законом; 2) указание на организационно-правовую форму; 3) сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений; 4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; 5) сведения о размере уставного капитала; 6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях; 7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы. Банковское право Российской Федерации. Учебник для вузов.- Под ред. Г.А. Тосунян. — М.: Юристъ, 2003.

Кредитная организация обязана регистрировать в Банке России все изменения и дополнения, вносимые ею в свой устав. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о регистрации изменений и дополнений в уставе кредитной организации.

Во-вторых, основная цель кредитной организации — извлечение прибыли. Кредитная организация — это коммерческая организация. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано соответствующим государственным органом. Кредитные организации регистрируются Банком России.

В-третьих, кредитная организация наделена специальной правоспособностью. Это означает, что она действует на основании своего устава и разрешения (лицензии), выданного Банком России.

Правоспособность — это предусмотренная законом способность лица приобретать определённые права и обязанности. Для кредитной организации это специальная правоспособность юридического лица. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности может осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены уставом. Следовательно, юридическое лицо может быть участником только тех правоотношений, которые обусловлены этими видами деятельности. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело. Курс лекций. — М., Омега, 2004

Законодательство предусматривает, что определенные виды предпринимательской деятельности являются правомерными только в том случае, если они осуществляются на основе соответствующей лицензии.

Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России.

В-четвертых, кредитная организация осуществляет банковские операции, которые, как сказано в ст. 1 Федерального закона, предусмотрены в этом же Федеральном законе.

В-пятых, кредитная организация может создаваться и функционировать только в форме хозяйственного общества. Согласно гражданскому законодательству организационно-правовой формой кредитной организации могут быть только акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. Это означает, что учредители кредитной организации не могут использовать в процессе ее создания другие организационно-правовые формы учреждения, кооперативы и другие организационно-правовые формы, кроме как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Порядок лицензирования банковской деятельности.

Тема 1. Порядок государственной регистрации, лицензирования и прекращения деятельности банков

Порядок государственной регистрации банка.

Порядок лицензирования банковской деятельности.

Реорганизация и ликвидация банка.

Порядок государственной регистрации банка.

Банк является коммерческой организацией, имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности базовые банковские операции, а так же иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности.

Банк создается в форме акционерного общества

ОАО или ЗАО

Банки могут создаваться:

за счет средств инвесторов-резидентов (юр и физ. лиц РБ);

— с использованием иностранных инвестиций;

— как дочерние банки иностранного банка.

Учредителям банков могут выступать физические и юридические лица, в том числе и государственные органы.

Государственной регистрации в РБ подлежат:

1. Вновь создаваемые, в том числе в результате реорганизации, банки;

2. Изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы банков.

Государственная регистрация банков, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы банков, осуществляется Национальным банком РБ.

До подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого банка, учредители банка обязаны:

1.Согласовать с НБ наименование банка

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк», а также на его организационно-правовую форму.

2. Определить предполагаемое место нахождения банка (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа);

3.Принять решение о создании банка и утвердить его устав;

4.Утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

5. Сформировать уставный фонд банка в полном объеме.

Создание банка включает следующие этапы:

1. Принять решение о создании банка на собрании учредителей, определение доли участия, подготовка документов;

2. Открытие временного счета в Национальном банке РБ (либо в др. банке) для формирования уставного фонда; поступление средств от учредителей банка на этот счет;

3. Утверждение собранием учредителей устава банка, в котором указываются наименование банка, размер его уставного фонда, перечень банковских операций и видов деятельности и иные обязательные сведения;

4. Представление в Национальном банке РБ документов согласно установленному перечню и должным образом оформленных;

5. Принятие Правление Национального Банка РБ решения о государственной регистрации, подготовка соответствующего свидетельства, запись в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача банковской лицензии.

Для государственной регистрации банка обязательным является создание минимального размера уставного фонда банка. УФ состоит из стоимости вкладов его учредителей (акционеров).

Минимальный размер уставного фонда создаваемого банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка — собственные средства акционеров банка, иных лиц и (или) источники собственных средств банка.

Для формирования и увеличения уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и доходы, полученные преступным путем.

Денежные вклады в УФ могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной (свободно-конвертируемой) валюте. При этом весь УФ должен быть объявлен и учитываться в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в национальную денежную единицу РБ осуществляется по официальному курсу, установленному НБ РБ на дату внесения вклада в УФ.

Денежные вклады, вносимые учредителями в уставный фонд создаваемого банка, подлежат зачислению на временный счет, открываемый в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком – в других банках одним из учредителей банка, уполномоченным на представление интересов других учредителей, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 76 Банковского кодекса Республики Беларусь. Перечисление денежного вклада, вносимого в уставный фонд банка, осуществляется только со счета лица, вносящего данный денежный вклад.

Денежные вклады зачисляются на временный счет, открываемый в другом банке, только при условии их перевода на такой счет через соответствующий корреспондентский счет этого банка, открытый в Национальном банке.

К вкладам в неденежной форме относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности имущество и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства.

Для государственной регистрации банка в Национальный банк РБ представляются:

-заявление о государственной регистрации создаваемого банка;

-устав банка в двух экземплярах и его электронная копия;

-договор о создании банка;

-протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

-документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы достоверности оценки стоимости имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

-копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц

-документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения;

-копии документов, удостоверяющих личность учредителей — физических лиц;

-список учредителей с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также долей таких акций в уставном фонде банка по форме;

-сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме;

-передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (для банка, создаваемого в результате реорганизации);

-платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации банка выдает:

1.Свидетельство о государственной регистрации банка;

2.Документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в организации, осуществляющей обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Государственная регистрация банка не допускается, если:

1.Для гос. регистрации создаваемого банка представлены не все необходимые документы;

2.В документах, представленных для гос. регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные сведения;

3. Устав банка и (или) иные документы, представленные для его гос. регистрации, не соответствуют законодательству РБ;

Это интересно:  Отчет по ндс реорганизация в форме присоединения 2020 год

4.На момент проведения гос регистрации УФ банка не сформирован в полном объеме;

5.Установлены факты использования при формировании УФ денежных средств или иного имущества, не являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов, полученных преступным путем;

6. Банк, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует лицензионным требованиям, установленным БК;

7. Хотя бы 1 из учредителей банка или 1 из его предполагаемых бенефициарных собственников, который станет таковым в отношении не менее 5% акций банка:

-имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

-является общественным объединением, преследующим политические цели;

— не соответствует требованиям, установленным НБ.

Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относятся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.

Обособленные подразделения банка можно классифицировать следующим образом:

В зависимости от содержания деятельности:

— выполняющие банковские операции — филиалы (отделения), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

— не выполняющие банковские операции — представительства;

В зависимости от организации движения средств:

— имеющие самостоятельный баланс — филиалы;

— не имеющие самостоятельного баланса — центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

В зависимости от характера подчиненности:

— подчинение возможно только головному банку — филиалы (отделения) и представительства;

— подчинение возможно как головному банку, так и филиалу — отделения и обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.).

Филиал –обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности.

Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.

Перечень филиалов банка прилагается к уставу. Руководитель филиала действует на основании доверенности.

Банк вправе осуществлять банковские операции и (или) иную деятельность вне места нахождения банка, его филиала путем создания структурных подразделений, в том числе передвижных, расположенных вне места нахождения банка, его филиала и не имеющих самостоятельного баланса (отделений, центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и других структурных подразделений), либо путем создания удаленных рабочих мест.

Представительством банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту.

Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции. Прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет интересы банка и осуществляет их защиту, рекламирует его услуги и продвигает их на новые рынки.

Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересованы развивать сотрудничество они сами и их клиенты.

Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.

Под удаленным рабочим местом понимается созданное банком рабочее место, не имеющее собственной организационной структуры, расположенное вне места нахождения банка, его филиала, структурного подразделения, предназначенное для осуществления банковских операций и (или) иной деятельности банка.

Порядок лицензирования банковской деятельности.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять. Банк обязан постоянно соблюдать лицензионные требования.

Если банк зарегистрирован, то в течение десяти месяцев со дня государственной регистрации обязан:

1. Принять меры по выполнению лицензионных требований, исходя из перечня банковских операций, которые банк намеревается осуществлять;

2. Обратиться в НБ РБ за получением лицензии на осуществление банковской деятельности.

До получения лицензии банк не вправе:

1.Осуществлять банковские операции и иную деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для выполнения лицензионных требований;

2.Создавать филиалы, представительства, структурные подразделения и удаленные рабочие места;

3. Выступать учредителем (участником) других юридических лиц.

Банковская лицензияпредставляет собой специальное разрешение центрального банка на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.

Это официальный документ установленной формы бессрочного характера действия.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Лицензионными требованиями для получения лицензии на осуществление банковской деятельности являются:

1. Наличие у банка нормативного капитала не менее минимального размера, установленного НБ РБ.

2. Наличие бизнес-плана, соответствующего требованиям НБ РБ;

3. Наличие в банке совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа, соответствие состава совета директоров (наблюдательного совета) требованиям НБ РБ;

4. Соответствие членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, а также руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;

5.Наличие в банке системы управления рисками и системы внутреннего контроля,;

6. Соответствие банка установленным требованиям к техническим возможностям для осуществления банковских операций;

7. Соответствие организационной структуры банка требованиям БК, а также прозрачность структуры его собственности.

Критерии оценки прозрачности структуры собственности банка устанавливаются Национальным банком.

Для получения лицензии на осуществление банковской деятельности в Национальный банк представляются:

1.Заявление по форме, установленной Национальным банком;

2. Сведения о назначенных (избранных) на момент подачи заявления членах совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (в случае его образования), руководителе и главном бухгалтере банка, их заместителях, должностных лицах, ответственных за управление рисками, должностных лицах, ответственных за внутренний контроль в банке, руководителе службы внутреннего аудита по форме, установленной Национальным банком;

3. Локальные нормативные правовые акты банка, регулирующие организацию системы управления рисками, системы внутреннего контроля и деятельность службы внутреннего аудита банка;

4. Бизнес-план банка;

5.Расчет нормативного капитала банка по форме, установленной Национальным банком;

6. Сведения о бенефициарных собственниках банка, являющихся таковыми в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме, установленной Национальным банком;

7. Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии.

В Республике Беларусь лицензирование банковских операций осуществляет Национальный банк и имеет право:

— выдавать лицензию на осуществление банковской деятельности;

— вносить в нее изменения и дополнения в связи с изменением законодательства;

— приостанавливать и восстанавливать действие банковской лицензии в отношении выполнения отдельных банковских операций;

— отзывать банковскую лицензию.

Приостановка лицензии возможнано не более чем на один год, в случае:

— невыполнения предписания НБ;

— невыполнения нормативов безопасного функционирования и (или) иных требований,

-непредставления, несвоевременного представления, представления недостоверной и (или) не в полном объеме отчетности, а также иной информации, обязательной для представления в НБ.

-создания такого финансового положения банка, которое может повлечь угрозу стабильности банковской системы РБ и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

-несоблюдения лицензионных требований;

-нарушения иных требований банковского законодательства.

НБ вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, также в случае:

— несоблюдения отдельных лицензионных требований, если это может привести к созданию угрозы стабильности банковской системы РБ и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

-установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;

-неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

-установления факта недостоверности содержащихся в отчетности данных, способного привести к созданию угрозы стабильности банковской системы РБ и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

-неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных НБ к порядку и срокам представления отчетности;

-осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

-нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия;

-создания такого финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

-наличия оснований для признания банка банкротом;

-принятия решения о ликвидации банка.

В случае отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций обязательства, связанные с осуществлением этих операций, подлежат прекращению за невозможностью их исполнения.

Лицензионные полномочия вновь созданных банков имеют законодательно установленные ограничения. Они касаются:

— возможности открытия и ведения счетов физических лиц,

— проведения операций по привлечению их средств во вклады,

— операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Для банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц:

— наличие у банка нормативного капитала в размере, установленном НБ РБ, или в двукратном размере в случае, если с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности прошло менее 2 лет;

-устойчивое финансовое положение банка в течение последних 2 лет или с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если с момента получения такой лицензии прошло менее лет 2.

Порядок лицензирования банковской деятельности вновь созданных кредитных организаций.

Государственная регистрация не является достаточным основанием для начала работы кредитной организации, для этого ей необходимо получить лицензию на осуществление банковских операций, которая выдается в порядке, установленном ФЗ «О банках и банковской деятельности» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Основаниями для выдачи лицензии на осуществление банковских операций служат:

  • 1) подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% объявленного уставного капитала;
  • 2) регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества.
Это интересно:  Внесение изменений в документы смк 2020 год

Учредители должны оплатить объявленный уставный капитал в

течение 1 месяца после получения уведомления о регистрации и представить в Банк России документы, подтверждающие данную оплату. К таким документам, в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 135-И, относятся: платежные поручения с отметкой об исполнении; акты приема-передачи имущества учредителей, внесенного в уставный капитал на баланс кредитной организации; заключение независимого оценщика об оценке имущества в неденежной форме, а также заключение государственного финансового контрольного органа; копии документов, подтверждающих право собственности кредитной организации на имущество в неденежной форме, вносимое учредителями в качестве вклада в уставный капитал; полный список учредителей кредитной организации. В случае создания кредитной организации в форме акционерного общества представляется отчет об итогах первого выпуска акций.

После рассмотрения данных документов Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

  • • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) ‘,
  • • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
  • • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств).

Вновь созданной небанковской кредитной организации в зависимости от ее назначения могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

  • • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
  • • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Существуют определенные особенности государственной регистрации и лицензирования кредитной организации с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Порядок государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранного банка регулируются ФЗ «О банках и банковской деятельности», Положением ЦБ РФ № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», а также Инструкцией ЦБ РФ № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». В соответствии с этими документами главной особенностью государственной регистрации кредитных организаций с иностранным участием и получения ими лицензии является получение предварительного разрешения Банка России на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации-резидента. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения Банком России учитываются:

  • • уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
  • • финансовое положение и деловая репутация учредителей-не- резидентов [1] ;
  • • очередность подачи заявлений.

Банком России принимается также во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе Российской Федерации из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и государством места нахождения каждого из учредителей. Кроме того, Банком России принимаются меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций в банковскую систему Российской Федерации от учредителей-нерезидентов с местом регистрации в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования или в отношении инвестиций от резидента, в котором доля такого нерезидента превышает 50%.

Для получения разрешения учредители представляют в центральный аппарат Банка России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. Заявление должно содержать указание на нерезидентов — предполагаемых учредителей кредитной организации (полное официальное наименование — для юридических лиц; фамилия, имя, отчество — для физических лиц), их местонахождения, правовой статус (гражданство (подданство) — для физических лиц), точный размер предполагаемого участия каждого нерезидента в уставном капитале кредитной организации (в числовом и процентном выражении). При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации — резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица — нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности. Заявление подписывается лицом, уполномоченным на это собранием учредителей кредитной организации с иностранными инвестициями. К заявлению прилагаются:

  • а) учредительные документы;
  • б) решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации;
  • в) копия документа (или выписка из него), подтверждающего регистрацию юридического лица;
  • г) балансы за 3 предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением;
  • д) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его места нахождения на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия, а на иностранное физическое лицо прилагается подтверждение первоклассным согласно международной банковской практике иностранным банком (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Mood’s или Standart and Poor рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале).

Банк России может запросить дополнительную информацию, необходимую для принятия решения.

После рассмотрения Банком России указанного заявления и приложенных к нему документов он направляет учредителям информационное письмо Банка России или Протокол о намерениях, подписываемый учредителями указанной кредитной организации и Банком России, если предполагается участие нерезидентов в уставном капитале дочерней кредитной организации иностранного банка (резидент). При этом принимается во внимание возможность обмена информацией в области банковского надзора между уполномоченным государственным органом страны, являющейся местом нахождения основного учредителя, и Банком России. Разрешение (Протокол о намерениях) действительно в течение 1 года со дня его получения (подписания).

После получения разрешения Банка России для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций учредители, кроме документов, представляемых российскими кредитными организациями, дополнительно представляют надлежащим образом оформленные документы:

  • 1) решение об участии иностранного банка в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
  • 2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за 3 предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
  • 3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания;
  • 4) подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности иностранного физического лица.

К указанным документам прилагается копия разрешения Банка России на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

Банк России в установленном порядке рассматривает эти документы и принимает решение о государственной регистрации и выдаче лицензии на проведение банковских операций. В случае отклонения Банком России заявления о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями учредителям направляется мотивированный отказ. Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты.

Банк России имеет право устанавливать в порядке, определяемом ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Количество кредитных организаций с участием иностранного капитала за последние 12 лет увеличилось со 136 до 230, хотя в отдельные периоды наблюдалось их снижение, что в немалой степени связано с ужесточением требований к данным организациям. В целом на кредитные организации с иностранным участием приходилось в 2012 г. около 23,5% всех кредитных организаций 1 , при этом 77 кредитных организаций — со 100%-м участием иностранного капитала. Число кредитных организаций с иностранным участием:

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lektsii.org, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector