+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Пруденциальные нормы банковской деятельности 2019 год

Дьяченко Елена Митрофановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Кубанского государственного университета.

В статье на основе анализа банковского законодательства рассмотрены: банковское регулирование и надзор, различные виды контроля над банковской деятельностью, пруденциальное регулирование.

Ключевые слова: финансовая стабильность, международные стандарты, надзор, контроль, ответственность, пруденциальные нормы.

In article on base of the analysis bank legislation are considered: bank regulation and control, different types of the checking on bank activity, prudence regulation.

Key words: financial stability, international standards, control, supervision, responsibility, prudential of norm.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов [2].

Эффективный надзор за деятельностью кредитных организаций наряду с рыночными рычагами и эффективной экономической политикой является важнейшим условием финансовой стабильности в отдельно взятой стране. Задачей надзора является обеспечение надежности банковских операций, аккумулирование банками капиталов и резервирование средств, достаточных для управления банковскими рисками [7, с. 45].

Банковское регулирование можно определить как систему мер, с помощью которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы, предотвращает дестабилизирующие тенденции в банковском секторе. Принципы банковского надзора закреплены в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора.

Банковское регулирование осуществляется экономическими методами (денежно-кредитная политика) и юридическими. Под юридическими методами банковского регулирования следует понимать нормотворческий и правоприменительный процессы, определяющие структуру и способы осуществления банковского дела в стране [3, с. 17].

Система банковского регулирования и надзора включает в себя различные виды контроля: государственный (система банковского законодательства), общественный, ведомственный (со стороны Центрального банка и иных органов), независимый (аудит).

Основными методами надзора являются пруденциальный надзор, осуществляемый на основании отчетности, предоставляемой банками в Центральный банк, и инспектирование.

Термин пруденциальный» является специфически банковским и происходит от англ. «prudent», что буквально переводится как «осмотрительный», «благоразумный». Сам же термин «пруденциальное регулирование» означает не что иное, как «регулирование, продиктованное благоразумием». Последнее как нельзя более точно характеризует сущность пруденциальных норм банковской деятельности, призванных минимизировать риски, свойственные банковской деятельности, и обеспечить ликвидность кредитных организаций [1, с. 141]. Актуальными задачами банковского надзора в России являются: разработка и внедрение системы раннего реагирования, особый контроль за крупными банками, предупреждение банкротства банков и консолидированный надзор.

Банковский надзор является составной частью более широкого круга факторов, обеспечивающих финансовую стабильность, к которым относятся: рациональная и твердая экономическая политика; развитая общественная инфраструктура (система гражданского законодательства, принципы и правила бухгалтерского учета, соответствующие международным стандартам, система независимого аудита, эффективный банковский надзор, четкие правила, регулирующие иные финансовые рынки, надежная и эффективная система расчетов); эффективная рыночная дисциплина, основанная на достаточной информации для участников рынка; процедуры эффективного разрешения проблем в банках; механизмы, обеспечивающие достаточный уровень системной защиты от рисков в банковской сфере.

Денежно-кредитная политика Центрального банка подразделяется на процентную политику и политику ликвидности. Процентная политика осуществляется с помощью таких инструментов и методов, как ставка рефинансирования, учетная ставка, ставки по операциям на открытом рынке, депозитные и ломбардные ставки. С помощью процентной политики регулируется спрос на кредиты (чем выше ставки, тем меньше спрос). С помощью инструментов политики ликвидности (рефинансирование банков, резервирование и валютная политика) регулируется ликвидность банков, т.е. их способность предоставлять кредиты, что, в свою очередь, определяет предложение кредитов на рынке. Конечной целью денежно-кредитной политики Центрального банка России является снижение инфляции при обеспечении роста ВВП.

Гейвандов Я.А. считает, что «функция банковского надзора представляет собой установленную законом государственную деятельность Банка России по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему Российской Федерации. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность» [4, с. 32]. Представляется, что «режим законности» является не самостоятельной целью банковского надзора, а лишь средством достижения цели — стабильности и эффективности функционирования банковской системы (ст. 56 Закона о Центральном банке).

Надзор за деятельностью банков осуществляется путем установления пруденциальных норм деятельности. Пруденциальные нормы деятельности — это установленные Центральным банком предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций. Пруденциальные нормы деятельности, с одной стороны, выполняют функцию регулирования и контроля за деятельностью банка, с другой стороны, их нарушение служит основанием для применения к банку мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии [1, с. 150].

Для целей банковского надзора существенное значение имеет анализ степени финансовых трудностей банков, который осуществляется в соответствии с указаниями Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Все кредитные организации с точки зрения финансового состояния относятся к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории — к одной из классификационных групп. Первая категория «финансово стабильные кредитные организации» состоит из двух групп: 1) кредитные организации без недостатков в деятельности и 2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. Во вторую категорию «проблемные кредитные организации» входят группы: 3) кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности и 4) кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Отнесение кредитной организации к той или иной группе основывается на расчете собственных средств (капитала) кредитной организации; фактических значениях обязательных нормативов деятельности кредитной организации; расчете резерва на возможные потери по ссудам; отчете об открытой валютной позиции; отчете о выполнении (невыполнении) обязательных резервных требований Банка России; другой отчетности кредитных организаций, используемой в рамках надзора; другой информации, характеризующей текущее или перспективное финансовое состояние кредитной организации либо уровень управления кредитной организацией, включая результаты инспекционных и аудиторских проверок [9, с. 10].

К финансово стабильным кредитным организациям могут быть отнесены только кредитные организации, в деятельности которых по оценке территориального учреждения Банка России отсутствуют недостатки, которые создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов или участников. К проблемным кредитным организациям относятся кредитные организации, недостатки в деятельности которых создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов или участников.

Это интересно:  Представитель правления акционерного коммерческого банка торгпредбанк 2019 год

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Законом о Центральном банке Банк России устанавливает следующие обязательные нормативы деятельности банков: норматив достаточности капитала; нормативы ликвидности банков; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств банка; нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц [5].

Обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков; минимальный размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом; предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры валютного, процентного и иных рисков — устанавливаются другими нормативными актами Банка России.

Успех банковской деятельности обеспечивают три взаимосвязанных фактора: прибыльность, ликвидность и платежеспособность. Ликвидность, т.е. возможность быстрого и без дополнительных потерь превращения активов в платежные средства, первична, а платежеспособность (способность в установленные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам) вторична. Центральный банк осуществляет управление ликвидностью банковской системы и отдельных банков путем установления нормативов ликвидности и контроля над их соблюдением.

В целях контроля над состоянием ликвидности банка устанавливаются нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей, а также по операциям с драгоценными металлами), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов.

Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов, подписанные руководителем банка и главным бухгалтером. Банки, у которых отозвана лицензия на совершение банковских операций, обязательные нормативы не рассчитывают. В случае нарушения банком обязательных нормативов территориальное учреждение Банка России применяет меры воздействия к банку в соответствии со ст. 74 Закона о ЦБ РФ.

Банки в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверное и правильное составление расчетов обязательных нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов. Территориальные учреждения Банка России имеют право осуществлять проверки банков по вопросам правильности и достоверности представляемых банками сведений для расчетов обязательных нормативов.

Банк России устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности в соответствии со ст. 75 Закона о ЦБ РФ. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и нормативными актами Банка России.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном на ранних стадиях возникновения недостатков в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами [3].

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов.

Территориальное учреждение Банка России также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа) в следующих случаях: за назначение на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации лиц, предварительно не согласованных с Банком России в установленном порядке; за повторное нарушение в течение последних двенадцати месяцев кредитной организацией требований федеральных законов Российской Федерации и нормативных актов Банка России при формировании ее уставного капитала.

Оценивая изменения в области банковского надзора, Я.М. Макарова считает, что в области банковского регулирования «наблюдается тенденция к дерегулированию институтов финансового рынка со стороны государства» [6, с. 16]. Подобное замечание, верное для банковского права развитых стран, совершенно не соответствует реалиям российского банковского права, которое, находясь на этапе становления, характеризуется ростом числа и сложности нормативных актов, появлением новых органов управления в банковской системе. Многие западные экономисты полагают, что именно некоторая зарегулированность американской кредитной сферы способствовала определенной рутинизации и как следствие — снижению ее воздействия на экономическое развитие [8, с. 46].

Таким образом, пруденциальное регулирование непосредственно оказывает правовое воздействие на механизм правового регулирования банковской деятельности и представляет собой правовую форму закрепления экономически обоснованных требований, предъявляемых к функционированию банков и небанковских кредитных организаций, в целях повышениях их финансовой устойчивости и минимизации рисков неликвидности и неплатежеспособности.

Глоссарий

-(англ. prudential banking supervision — разумный банковский надзор) — регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Центральный банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимают: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности (включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности), при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.

Надзорные органы при выявлении нарушений пруденциальных норм применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Выбор мер воздействия установлен действующим банковским законодательством.

Это интересно:  Переход доли в ооо другому участнику 2020 год

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков: при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, не угрожающем ее финансовому состоянию; при выявлении в данных ее отчетности признаков, свидетельствующих об опасности ухудшения финансового состояния (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств, отказ клиентов от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и другие аналогичные факты); при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов ЦБ РФ в части регистрации кредитной организации, ее лицензирования и расширения сферы деятельности. Эти меры включают: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обоснованности заключения надзорного органа о тревожном состоянии дел в ней; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; предложения о предоставлении программных мероприятий, устраняющих недостатки; установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основания для принудительных мер воздействия: нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также выявленные случаи, когда совершенные кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов [или кредиторов (вкладчиков)].

Основные принудительные меры воздействия: штрафы; требования об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, включая предоставление и выполнение плана финансового оздоровления (плана санации); ограничение на проведение кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев; запрет на осуществление банковских операций, предусмотренный выданной лицензией, на срок до 1 года; запрет на открытие филиалов на срок до 1 года; требование замены руководителей кредитной организации; введение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций. ЦБ РФ осуществляет пруденциальный контроль в банках через департаменты банковского регулирования и контроля и валютного регулирования и валютного контроля.

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Пруденциальные нормативы управления рисками.

Пруденциальные нормативы — это установленные центральным банком страны показатели, на которые должны ориентироваться коммерческие банки с тем, чтобы обеспечить свою устойчивость и гарантировать соблюдение интересов своих клиентов. К ним относятся:

  • относительные и абсолютные размеры собственного капитала;
  • предельные величины рисков, которые могут принять на себя банки;
  • порядок формирования и использования различных резервов, создаваемых для покрытия возможных потерь;
  • минимальные условия, обеспечивающие ликвидность, т. е. платежеспособность, банка;
  • различные требования, несоблюдение которых может отрицательно повлиять на положение банка как участника операций на рынке ссудного капитала.

Являясь в соответствии с Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» органом банковского регулирования и банковского надзора, ЦБ РФ призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Выполнение этой миссии требует от ЦБ РФ, во-первых, научно обоснованной разработки пруденциальных нормативов и, во-вторых, постоянного мониторинга,
т. е. надзора за их соблюдением.

Для наблюдения за деятельностью коммерческих банков и соответствующего реагирования при выявлении нарушений установленных нормативов в ЦБ РФ был создан надзорный блок.

Реализация политики ЦБ РФ в области регулирования и надзора за деятельностью банков осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления). По состоянию на 01.01.2005 г. в системе ЦБ РФ функционировали 19 национальных банков и 59 главных управлений.

Среди нормативов центральное место занимает норматив достаточности капитала (H1). Он определяет номинальный размер средств для компенсации возможных убытков от кредитного и рыночного рисков. В дальнейшем, по рекомендации международных организаций, при определении этого норматива необходимо будет предусматривать средства для покрытия и других рисков. На показателях собственного капитала базируются или связаны с ним другие нормативы.

Следует различать два понятия:

  • уставный капитал;
  • собственный капитал.

Первый используется как критерий для вновь создаваемых банков.

На формирование уставного капитала банка наряду с деньгами от продажи акций могут быть направлены материальные ценности и ценные бумаги. Для вновь создающегося банка взнос в виде материальных ценностей не может превышать 20% уставного капитала. Для действующих банков такое ограничение не установлено, т. е. в этом случае акционеры или пайщики банка вправе увеличивать уставный капитал на согласованную сумму, внеся частично или в полном объеме не деньги, а завершенные строительством банковские здания (помещения), а при наличии специального разрешения Совета директоров ЦБ РФ — и иные принадлежащие им активы, не являющиеся ни деньгами, ни банковскими зданиями (помещениями). Частичная оплата уставного капитала может быть произведена облигациями федерального займа, однако сумма направленных для этой цели облигаций не должна превышать 25% уставного капитала.

Собственный капитал представляет собой специальные фонды и резервы, предназначенные для обеспечения устойчивости банка, его экономической стабильности, а также для покрытия возможных убытков. Он, в отличие от уставного капитала, является более динамичным, так как составляющие его части на протяжении месяца или более длительного отрезка времени периодически изменяются. Собственный капитал образуется за счет следующих источников:

  • уставный капитал;
  • резервный фонд, создаваемый в целях обеспечения стабильности банка и использующийся для покрытия убытков и потерь.
  • эмиссионный доход, т. е. разница между номинальной и рыночной (курсовой) стоимостью акций, так как, независимо от номинальной цены, акции на фондовом рынке продаются по рыночной цене или курсу, находящемуся в прямой зависимости от процентной ставки. Теоретически курс акций равняется сумме денежного капитала, которая, будучи вложена в банк или отдана в ссуду, принесет доход, равный дивиденду, получаемому по акциям;
  • текущие доходы банка, уменьшение на текущие расходы;
  • нераспределенная прибыль банка за минусом убытков текущего года и прошлых лет;
  • другие фонды, создаваемые из прибыли после расчетов с бюджетом.

Особое место в формировании ресурсов банка занимает субординированный кредит. Он привлекается банком для временного пополнения собственного капитала на срок не менее пяти лет.

До тех пор пока сохраняется уставный фонд как часть собственного капитала, банк считается защищенным от банкротства. Банкротство банка наступает тогда, когда уставный капитал приобретает характер отрицательной величины.

Пруденциальные нормы деятельности банков

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Это интересно:  Нормативные документы регламентирующие банковскую деятельность 2020 год

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:

— предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;

— нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

— требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы :

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).

Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Указанный норматив не может превышать 50 процентов.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

В случае неисполнения предписаний, Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации;

замены руководителей кредитной организации;

осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации;

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

Выбор мер воздействия производится с учетом:

— характера допущенных кредитной организацией нарушений;

— причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

— общего финансового состояния кредитной организации.

Предупредительные меры воздействия

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Содержание предупредительных мер воздействия включает:

— доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности;

— изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

— предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;

— установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

К основным принудительным мерам воздействия относятся:

— требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;

— ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

— запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

— запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

— требование о замене руководителей кредитной организации;

— введение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

— отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Статья написана по материалам сайтов: www.rusconsult.ru, sice.ru, www.adload.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector