+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Развитие банковской деятельности в России 2019 год

Слово банк» происходит от итальянского слова «banco», что означает «скамья менялы» (денежный стол). Исторически предшественники современных банков появились в то время, когда основной формой денег были золотые и серебряные монеты, что было не безопасно

Для безопасности и удобства деловых операций средневековые «бизнесмены» стали приносить свои монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Расписки ювелиров охотно принимались в уплату за товары и стали самой ранней формой бумажных денег, а сами ювелиры становились средневековыми банкирами. Первоначально их расписки полностью обменивались на золото, т.е. обладали 100% ликвидностью. Со временем, однако, ювелиры стали замечать, что количество денег, которые люди вкладывали в их лавку (банк), превышало суммы, которые они изымали. Это навело на мысль о предоставлении части золота своих вкладчиков другим лицам за определенную плату (под определенные проценты). Это послужило началом создания так называемой банковской системы с частичными денежными резервами.

Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах — Нидерландах, Германии. Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров. Таким образом, истоки современного банковского дела можно видеть в деятельности банков в древности и менял в средние века

Первые банки с современным бухгалтерским принципом двойной записи появились в XV в. в Италии. Первые специальные кредитные учреждения («деловые дома») возникли на Древнем Востоке, кредитные функции в Древней Греции и Древнем Риме выполняли храмы, в средневековой Европе — монастыри

По мере развития объемов производства и обращения роль банков во всех странах возрастала. Появились свободные денежные ресурсы, которые аккумулировались и направлялись в виде ссуд промышленным и торговым капиталистам. Развитие товарно-денежного обращения во всех отраслях хозяйства обусловливало расширение банковского капитала. К первоначальной функции банков — торговле деньгами добавлялась новая функция — управление капиталом, приносящим проценты. Банки как собиратели капитала стали обслуживать весь процесс производства и получили возможность влиять на него

Из скромных учреждений по хранению денег, из скромных посредников банки превратились в активных участников увеличения промышленного капитала и стимуляторов развития общественного производства

Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли

Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам

В античный Рим банковское дело было “завезено” из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме

В Англии, ставшей в 17 в. самой передовой индустриальной страной, первыми банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после того, как началось использование в сделках золота, стало очевидным, что как покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно каждый раз при заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото

Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму бумажных денег

Бумажные деньги (квитанции), находившиеся в обращении, полностью обеспечивались золотом. Видя готовность людей принимать квитанции в качестве бумажных денег, золотых дел мастера начали осознавать, что хранимое ими золото редко востребуется, поэтому количество еженедельно и ежемесячно вкладываемого золота превышало количество изымаемого. Затем какому-то сообразительному золотых дел мастеру пришла в голову идея, что выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Он стал направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая под процент ссуды торговцам, производителям и потребителям. Так зародилась банковская система частичных резервов

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.)

Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д

До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые — промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи

В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами

Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР

В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству), слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного оборота страны

До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами

В 30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система “подгонялась” под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы

Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно- административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего у министра финансов

Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования

Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были: отсутствие вексельного обращения; выполнение банками по существу роли второго госбюджета; списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве; операции по перекредитованию всех сфер хозяйства; потеря банковской специализации; монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита; низкий уровень процентных ставок; слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики; неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности — государственной; сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов; реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов; не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками; продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали; банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность; не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата; возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов; реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений — важных кредитных источников

Это интересно:  Может ли индивидуальный аудитор проводить обязательный аудит 2020 год

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран

В последние годы российская банковская система претерпела серьезные изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов. Очень быстро прогрессировали многие новые банки, возникшие “на ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки

Кризис на рынке МБК в августе 1995 года обострил конкуренцию между банками за первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. Все же банки продолжали создаваться и расти «как на дрожжах». До августа 1998 года, казалось, все благополучно

Но 17 августа 1998 г. произошел кризис, государство отказалось отвечать по своим долговым обязательствам, ценные бумаги были заморожены, а банкам пришлось отвечать по пассивам. Клиенты стали уходить из банков, и платить им было, естественно, нечем

Перспективы развития банковской деятельности в России

Стратегические направления развития банковской деятельности в стране

В условиях разнообразия федерального устройства государства, экономических предпосылок и возможностей разных субъектов Российской Федерации необходимо сформировать единые подходы для определения путей развития региональной банковской системы. Из них можно составить единую стратегию развития данной отрасли для целей не только сохранения финансовой независимости страны, но и наиболее эффективной интеграции ее в мировое финансовое сообщество.

На современном этапе позиции России на международной арене и уровень экономического развития страны в значительной степени ограничены неадекватным масштабом ее финансовой и банковской системы по сравнению с геополитическим положением и экономическими потребностями. Если не изменить ситуацию, то возникают серьезные риски, с одной стороны, существенного снижения статуса России на мировом рынке, с другой стороны, невозможности решения стоящих перед страной социально-экономических задач.

Для того чтобы банковская система стала удовлетворять экономическим потребностям страны и способствовала встраиванию России в мировой финансовый рынок, необходима новая государственная политика ускоренного развития банковской системы. Национальная банковская система должна быть адекватной масштабам нашей страны, как по общему объему предоставляемых финансовых средств, так и по способности дойти до каждого региона, участка производства, каждого человека. Происходит изменение вектора внимания государства как регулирующего органа с ограничительно-контролирующей позиции к стимулирующей и развивающей позиции, когда работать успешно становится выгодно и для коммерческих структур, и для государства.

Обеспечить решение этих задач невозможно без мощной, развитой, независимой национальной банковской системы. Поэтому развитие банковской системы приобретает стратегический характер. Во многом от этого зависит успешная интеграция России с систему экономически развитых государств. От конкурентоспособной, обеспеченной ресурсами банковской системы зависят развитие человеческого потенциала российского государства, развитие национальной промышленности, в первую очередь обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, развитие системы образования, медицинского обслуживания, обеспеченность россиян качественным жильем.

Вместе с тем решение проблем развития любого субъекта Российской Федерации осуществляется на основе разработки стратегии его развития, включающей определение, как целей развития, так и основных направлений достижения этих целей с приложением программы мероприятий.

Поэтому соединяющая эти два направления разработанная стратегия развития финансовых и банковских рынков регионов, субъектов Федерации должна стать документом, наиболее полно учитывающим интересы федерального центра и регионов.

Проблемы развития региональных банковских систем также требуют разработки подобных документов. В настоящее время в ряде регионов делаются первые шаги в этом направлении. В частности, разработана и утверждена Стратегия развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2014 года. Данные документы имеются и в других регионах Российской Федерации.

Необходимость в разработке подобного документа возникла и в Нижегородском регионе. Однако оказалось, что, несмотря на всю актуальность поставленной задачи, отсутствуют научно обоснованные методики, которые позволили бы разработать стратегию наилучшим образом. В этой связи работа над стратегией началась с определения принципов ее формирования. Был использован следующий алгоритм принятия решений:

  • 1) определение будущего конкурентного статуса региональной банковской системы;
  • 2) определение цели и задач повышения конкурентного статуса региональной банковской системы;
  • 3) определение механизма решения поставленных задач;
  • 4) разработка программных мероприятий.

Для определения конкурентного статуса региональной банковской системы была использована модификация формулы, предложенной Ансоффом, отражающая специфику функционирования финансового рынка.

Суть этой модификации состояла в том, что:

во-первых, под стратегическими инвестициями в банковскую систему понимались собственные средства (капитал) банковской системы;

во-вторых, для расчета оптимальной нормы накопления использовался показатель эластичности финансовой деятельности по величине капитала банковского сектора страны;

в-третьих, при расчете стратегического норматива определялся уровень конкурентоспособности не секторов (или отраслей) экономики, а видов деятельности (активных и пассивных операций) банковского сектора;

в-четвертых, норматив возможностей рассчитывался исходя из достаточности капитала банковских кредитных организаций.

Норматив возможностей региональной банковской системы был определен исходя из показателя достаточности капитала. Этот показатель был выбран в качестве основного в силу того, что при его расчете уже учитываются все риски, присущие банковской деятельности. В 2015 г. норматив достаточности собственных средств (Н1) соблюдался всеми банковскими организациями страны.

Исходя из рассчитанного конкурентного статуса региона, можно сформулировать цель развития банковской системы региона — увеличение конкурентного статуса, с тем, чтобы банковская система перешла на качественно новый уровень развития с оценкой статуса «хороший».

Используя значения отдельных показателей конкурентного статуса, представляется целесообразным сформулировать задачи развития банковского сектора:

  • 1. Повышение уровня стратегических инвестиций в банковский сектор на основе увеличения капитальной базы банковского сектора
  • 2. Доведение стратегического норматива (норматива эффективного использования стратегических инвестиций по видам деятельности банков) путем освоения банками наиболее конкурентных видов финансовой деятельности.
  • 3. Поддержание норматива возможностей на достигнутом уровне

Согласно оценке Банка России доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных организаций составила 100%.

Выявленные тенденции наряду с требованиями сохранения высокого уровня потенциала региональной банковской системы предопределяют выбор следующих направлений развития банковского сектора в качестве приоритетных:

  • — совершенствование банковского надзора, переориентация его с контроля за соблюдением обязательных нормативов на контроль за качеством управления риском соответствия, что является непременным условием внедрения РОН (риск-ориентированного надзора);
  • — создание условий для обеспечения оптимального уровня достаточности капитала в будущем (здесь полагается необходимым углубленное и оперативное внедрение Базеля II с внутренним рейтингованием и накоплением исторической ретроспективы);
  • — особое внимание в условиях быстрорастущего рынка к качеству кредитного портфеля, в том числе потребительского;
  • — снижение потерь от негативной репутации банковской системы как участника сомнительных схем по легализации преступного капитала;
  • — учет рисков и реальная эффективность процессов консолидации банковских институтов и недопущения «риска заражения» и рисков потери управляемости.

Как видно из выявленных направлений, основная деятельность Банка России будет состоять в совершенствовании методических подходов в банковском надзоре путем разработки внутренних регламентов по переходу от контроля за соблюдением обязательных нормативов к контролю за качеством управления риском соответствия. Логично предположить, что высокий уровень этих документов может быть обеспечен творческим сотрудничеством региональных органов банковского надзора с банковским сообществом и региональными властями, которые будут привлечены к реализации приоритетных направлений стратегии развития банковского сектора.

Итак, перечислим важнейшие задачи, которые стоят сегодня перед национальной банковской системой:

  • — финансовое обеспечение общего экономического роста и укрепление роли России в мировой экономической системе;
  • — банковская система должна обеспечить финансово-кредитную поддержку приоритетных национальных проектов, выступающих на современном этапе как своего рода «социальный заказ»;
  • — развитие банковской системы, что позволит решить проблему устаревших основных фондов в российской промышленности. Страна сможет осуществить важнейшие национальные приоритеты, существенно нарастить инвестиции в перспективные и высокодоходные проекты в обрабатывающих отраслях промышленности, в инновационной сфере;
  • — вовлечение большего объема средств в легальный оборот, наполнение экономики долгосрочными ресурсами, повышение уровня культуры ведения бизнеса, существенное снижение декриминализации рынка.

Особое значение в этом перечне имеет включение банковской системы в экономическое развитие регионов. Региональные сети общенациональных банков и местные банки должны развивать проекты, имеющие региональную направленность, способствовать развитию местных отраслей промышленности, малого предпринимательства, обеспечивать доступность банковских услуг на всей территории России. Для наилучшей реализации данных направлений и следует разрабатывать и выполнять региональные банковские стратегии.

Это интересно:  Перечислите источники правового регулирования банковской деятельности 2020 год

История банковского дела в России

По мнению многих историков, прародители современных банков появились в Италии приблизительно в XIV и XV в.в., хотя конечно нельзя не понимать, что и в более отдаленном прошлом существовало денежное обращение с использованием мехов, ракушек, драгоценных камней и металлов и прочих «денег». // Антон Пухов. Специально для Банкир.Ру

К сожалению, история донесла только факты наличия денег и денежного обращения в древние века, но не донесла роли кредитных учреждений и роли древних банкиров в денежном обращении. Название » банк» происходит от итальянского «banco», означающее «стол» или «скамья». Будем считать, что первыми банкирами были менялы, устанавливающие свои столы на торговых площадях и обменивающие монеты разнообразных государств. В то время существовало множество разнообразных монет разных государств, городов, а иногда и частных лиц. Монеты имели различную форму, количество драгоценного металла и достоинство. В такой ситуации торговцам было тяжело определить истинную цену денег, предлагающихся за товар, и требовалась помощь профессиональных менял, которые могли бы оценить стоимость монет и при необходимости произвести обмен на известные торговцу монеты. В условиях, когда Италия была центром мировой торговли, банкиры (менялы) все более широко присутствовали в торговых операциях, и все больше столов устанавливалось на торговых площадях. Можно предположить, что банковское дело возникло из обмена монет разных государств и стран, таким образом, опираясь на современную банковскую терминологию, первыми банковскими операциями были валютообменные операции, с успехом дожившие до наших дней не претерпев существенных изменений.

Обращаясь к истории банковского дела в России первым предпосылками его развития можно считать 1665 год, когда в Пскове воевода Ордин-Нашокин Афанасий Лаврентьевич использовал городскую управу в качестве банка предоставляющего кредиты русскому купечеству, но данная инициатива была быстро пресечена правительством, как стремление Пскова жить «по своему уставу»[1] .

Следующим этапом развития банковского дела под патронажем государство можно считать указ Петра II , об организации монетной конторы при монетных и денежных дворах в 1729 год, который было разрешено кредитовать население под залог изделий из драгоценных металлов. Услуги данной конторы пользовались популярностью у населения, и в 1733 году список разрешенных операций был расширен, в него были добавлены операции с имуществом купечества. Дальнейшим заметным шагом в развитии банковского дела в России стали государственные кредитные учреждения. Первые открылись в 1754 г. в Петербурге и Москве по указу Елизаветы Петровны: для дворян – при сенате и сенатской конторе, а для купцов – в Петербургском порту при коммерцколлегии. [2] Созданные банки принадлежали Российскому правительству, что сказывалось на проводимой ими прогосударственной политике, они активно кредитовали земельную аристократию и казначейство. Можно провести параллель с современными днями и усилением «государственных» банков, проводивших так же политику поддержки государственных проектов. Возвращаясь к истории, отметим, что государственные банки были расформированы после 30 лет существования и их капиталы переданы Государственному заемному банку, созданному в 1786 г.

На новый уровень банковское дело в России вышло при Екатерине Великой, когда в 1769 году в денежное обращение были выпущены бумажные деньги – ассигнации, для их обращения было учреждено два депозитных банка. Во время царствования Екатерины Великой было создано много разнообразных форм кредитных учреждений основной из функций, которых было подкрепление казначейства, т.е. развитие системы государственных займов. В 1786 был учрежден Заемный банк получивший капиталы нескольких государственных банков, этот банк получил право принимать вклады населения. Как мы уже отмечали привлеченные средства шли в основном на подкрепление государственной казны, но также кредитовал землевладельцев и промышленников.

Правительство, с одной стороны, было заинтересовано в устойчивом курсе ассигнаций, с другой – не могло отказаться от выпуска новых эмиссий. Поэтому все меры, которые предпринимались правительством на протяжении 1797 – 1799 г.г., не приносили желаемого результата.

В 1817 г. правительство провело новую финансовую реформу, содержание которой свелось к следующим основным направлениям:

– во-первых, был полностью прекращен дальнейший выпуск ассигнаций, новые ассигнации выпускались лишь для замены старых;

– во-вторых, был организован новый банк краткосрочного кредита – Государственный коммерческий банк;

– в-третьих, создана Комиссия погашения государственных долгов, в дальнейшем – Совет государственных кредитных установлений, под наблюдением которого находились три государственных банка: Ассигнационный (эмиссионный), Заемный (ипотечный) и Коммерческий (краткосрочного кредитования);

– в-четвертых, всем кредитным учреждениям дана большая самостоятельность и независимость от Министерства финансов, они поставлены под наблюдение Особого совещания государственных кредитных установлений. Было принято решение о публикации отчетов всеми кредитными учреждениями.

Достаточно узкий круг операций, которые оказывались кредитными учреждениями в течение рассматриваемого периода, был обусловлен господствующим помещичьим крепостным хозяйством и низким уровнем развития промышленности. Поэтому только на завершающей стадии этого периода начинается более интенсивное «промышленное учредительство». [3]

В период с 1841 г. по 1843 г. в Российской империи из обращения были изъяты ассигнации и выпущенные к тому времени депозитные билеты, которые были заменены новыми денежными знаками – государственными кредитными билетами. В 1859 – 1860 г.г. началась реформа банковского дела, в рамках которой были проведены следующие действия:

– были ликвидированы все существующие государственные кредитные учреждения;

– прекращен прием вкладов в Заемный банк, сохранные казны и приказы общего призрения, которые были переведены в подчинение министра финансов; с 1 января 1860 г. прекратился прием вкладов до востребования в Коммерческий банк;

– образована комиссия для разработки проекта устройства земских банков, которая просуществовала лишь до начала 1860 г., а разработанный ею проект положения о земских кредитных обществах так и не был официально утвержден.

— был упразднен Заемный банк, а Коммерческий банк преобразован в Государственный банк с новым уставом. В уставе Государственного банка появились статьи, предусматривавшие стабилизацию денежной системы и регулировавшие вкладные операции. В уставе Государственного банка было указано, что «вклады, вверенные Государственному банку, не подлежат ни описи, ни отчуждению по каким бы то ни было взысканиям» и что вклады эти, как и собственные капиталы банка, «не могут быть обращаемы на государственные расходы».

Экономический подъем 90-х годов XIX в. подтолкнул российские, прежде всего петербургские, банки к финансированию промышленности, что положило начало процессу сращивания банковского и промышленного капитала. Крупнейшие банки обзаводились своими сферами интересов в промышленности. Так, к 1900 г. Петербургский Международный банк был заинтересован более чем в 30, а Петербургский учетный и ссудный банк — почти в 30 предприятиях. В деятельности различных промышленных обществ активно участвовали такие банки, как Русский для внешней торговли, Русский торгово-промышленный, Петербургский частный. На основе совместного финансирования промышленности начали складываться банковские группы.

Процесс слияния банков с промышленностью и формирования финансового капитала приобрел значительный размах в годы предвоенного экономического подъема. В 1914 г. Россия обладала высокоразвитой банковской системой, главную роль в которой играли Государственный банк и акционерные коммерческие банки (активы последних достигали почти 5 млрд. руб.). В 1914 г. в стране насчитывалось 53 акционерных коммерческих банка, имевших 778 филиалов, из которых 574 принадлежало 13 петербургским банкам. В годы подъема в России сложились мощные банковские монополии. Пять крупнейших банков (Русско-Азиатский, Петербургский Международный, Русский для внешней торговли, Азовско-Донской и Русский торгово-промышленный) к 1914 г. сосредоточили в своих руках почти половину ресурсов и активных операций всех российских акционерных коммерческих банков. Впрочем, растущая монополизация банковского дела сочеталась в предвоенной России с исключительно быстрым увеличением числа провинциальных банков (Обществ взаимного кредита), кредитной кооперации [4] .

— К 1986 году назрела острая необходимость в изменении существующей практики. Рычаги финансирования были сосредоточены в руках Госбанка в отрыве от инвестиционной политики, осуществляемой Стройбанком, поэтому мы направили письмо председателю Совета министров СССР Николаю Рыжкову с предложением реформировать банковскую систему. Письмо его очень заинтересовало, и он поручил аппарату Совета министров в месячный срок рассмотреть поставленные вопросы. Однако документ изучали очень долго, и, в конце концов вместо коммерческих банков в 1986 году в стране появилась еще одна государственная кредитная организация-Сельхозбанк. Тогда убедить своих коллег в необходимости кардинальных перемен нам так и не удалось. Однако мы на этом не остановились и предложили новую идею о создании пяти коммерческих банков: Промстройбанка, Жилсоцбанка, Агропромбанка, Внешторгбанка и Сбербанка. Соответствующее решение было принято 17 июля 1987 года постановлением Совмина «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР». Так в стране появились первые коммерческие банки в том их понимании. После реформы 90-х было создано около 1300 кредитных институтов, капитал большинства из которых составлял в то время 1-5 млн. рублей. Они не могли решать задачи, ради которых затевались реформы.

Это интересно:  Помощь деньгами малому бизнесу 2020 год

Динамика развития системы коммерческих банков

(по материалам статьи «История развития сберегательного дела в России» Котина О.В. )

Период

Численность действующих (д) и зарегистрированных (з) коммерческих банков

Становление банковской системы Российской Федерации

Банковская система является одним из самых важных элементов экономики любого современного государства. Она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств, вовлекая их в официальный денежный оборот, а также является ключевым механизмом перераспределения денежного капитала, исполняет функцию расчетного и платежного механизмов хозяйственной деятельности страны. Коммерческие банки в данной системе являются непосредственными исполнителями всех вышеперечисленных функций. Таким образом, роль коммерческих банков в экономике страны достаточно весома и не подвергается сомнению.

Российская банковская система, в целом, за всю историю развития претерпела ни мало потрясений и изменений. Почти каждый исторический период времени наложи свой отпечаток на ее становление.

Предпосылки к становлению современной банковской системы были заложены еще в XVIII столетии. Начиная с этого момента, создавались различные кредитные организации, которые стали прототипом современных банков, издавались многочисленные законы, регулирующие деятельность кредитных организаций, проводились различные денежные реформы. Создание Государственного банка Российской Империи в 1860 г. является одним из ключевых моментов в формировании банковской системы России.

Основные этапы становления банковской системы в целом и коммерческих банков, в частности, можно разделить на следующие временные периоды:

II этап (1994–1999гг.) Появилось значительное число вновь образованных коммерческих банков. По состоянию на 1 марта 1995г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2543 коммерческих банка, из них 1544 паевых и 999 акционерных [4]. Банки практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенсировали инфляции. С 1995 года Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Одним из ключевых событий этого периода является экономический кризис в России 1998 года. 17 августа 1998 года Правительство России и Центральный банк объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг и о переходе к плавающему курсу рубля в рамках резко расширенного валютного коридора [2]. Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля упал за полгода более чем в 3 раза — с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года [4]. Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте.

Для достижения намеченных целей изменялись нормативы обязательных резервов ЦБ РФ. С 1 января 2000 года нормативы были повышены до 10% по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте, что на 1,5% выше, чем в 1999 году, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в российской валюте – до 7% [5, с. 124]. В рамках реформы с 2004 года всем банкам следовало перейти на международную отчётность, а с 2005 года — повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна быть не менее 10 %, а размер капитала — не менее 5 миллионов евро с 2005 года для вновь создаваемых банков, а с 2007 года — для всех банков без исключения.

Доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных населению, возросла с 3,2% на 1 сентября 2008 г. до 4,4% на 1 марта 2009 г.

Явные проявления кризиса банковской системы проявились в сентябре 2008 года, когда потери по индексу ММВБ достигали 10%, акции Сбербанка и ВТБ теряли по 30%, ставки МБК для банков первого круга подскакивали до 20% годовых, для более мелких банков – до 45% годовых. Ставки МБК упали с 25% до 6-7%. Бюджет РФ выделил средства в размере 500 млрд руб. на поддержку фондового рынка, была снижена норма резервирования для банков в сумме на 300 млрд. руб. Выделены дополнительные средства для размещения на депозитах крупнейших банков. Общие вливания составили 1,5 трлн. руб. [5].

V этап (с 2010 г. по настоящее время). В настоящее время проводится активная политика сокращения количества банков в России, что можно проследить на рисунке 1.

Рисунок 1 — Динамика общего количества действующих банков в РФ

На рисунке 1 видно, что в период с 2014 по 2015 годы сокращение банков ускорилось в 2,7 раза (89 за 2014г. / 33 за 2013г.).

Одним из критериев сокращения числа российских банков является размер уставного капитала, так, согласно 11 статье ФЗ «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей, так как, например, в 2010 г. размер уставного капитала должен был составлять 90 миллионов рублей, а в 2012 г.180 миллионов рублей.

В следствии ужесточения требований ЦБ РФ к размеру уставного капитала многие банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, а крупные банки покупают более мелкие, то есть происходит поглощение.

Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала — количество таких процессов резко увеличится. Кроме того банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Если говорить о финансовых результатах деятельности кредитных организаций, то в январе-феврале 2015 года в целом она была убыточной: кредитными организациями получен убыток в размере 36 млрд. руб. (за аналогичный период 2014 г. прибыль составила 168 млрд. руб.). Это главным образом объясняется ростом созданных кредитными организациями резервов на возможные потери. Резервы на возможные потери за январь-февраль 2015 г. увеличились на 6,6%, или на 269 млрд. руб. (среднемесячный прирост резервов в 2014 году составлял 100 млрд. рублей).

Таким образом, банковская система имеет огромное влияние на формирование общей экономической ситуации в стране.

Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г . В . Плеханова , г . Тула , Россия

2. Об обязательных нормативах банков: инструкция ЦБ РФ №139-И от 03.12.2012 [Электронный ресурс]: инструкция ЦБ РФ № 139-И от 03.12.2012. – URL: http://www.cbr.ru/

3. Кувалин Д.Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. – М.: МАКС Пресс, 2013 – 237 с.

4. Это страшное слово «дефолт», или Десять лет спустя // Интерфакс [Электронный ресурс]. – URL:http://www.interfax.ru/business/27579

5. Костерина, Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2015. – 360 с.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, bankir.ru, e-koncept.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector