Категория состояния – это группа неизменяемых слов, сходных с наречиями, которые обозначают состояние и отвечают на вопросы как? каково?.
Слова категории состояния делятся на группы, в зависимости от состояния, которое они обозначают:
Группа | Примеры |
---|---|
физическое состояние живых существ | тяжело, тошно, плохо, холодно, больно, видно, слышно, душно |
психическое состояние | печально, стыдно, грустно, весело, жаль, лень, охота, неохота, совестно, радостно |
состояние природы и окружающей среды | уютно, просторно, чисто, пыльно, людно, грязно, ветрено, дождливо, тихо, темно, морозно, сухо, влажно, жарко |
временные и пространственные характеристики | узко, широко, поздно, рано, далеко, близко, высоко, низко, пора |
безысходное состояние | крышка, капут, конец, каюк |
состояние оценки действий | можно, нельзя, нужно, надо, невозможно |
Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют простую и составную форму сравнительной степени:
близкий → близк о – ближе, более близко;
душный → душн о – душнее, менее душно.
Слова категории состояния выступают в роли сказуемого в безличных предложениях ( в предложениях без подлежащего):
Слова категории состояния часто употребляются с глаголом-связкой (было, будет, стало, станет, становится, делается), что не характерно для наречий, например:
Ей стало скучно .
От них также могут зависеть глаголы в неопределённой форме (в форме инфинитива):
Жарко ехать . Невозможно работать . Нельзя играть .
Предикативные наречия
В некоторых учебных пособиях (учебниках и справочниках) слова категории состояния относят к предикативным наречиям.
Предикативные наречия – это наречия, которые употребляются в роли сказуемого в безличных предложениях. Название предикативный образовано от слова предикат, которое в грамматике обозначает сказуемое.
Как и любое сказуемое предикативные наречия имеют форму времени. Для выражения времени предикативные наречия употребляются в связке с глаголом быть (было, будет):
Вчера было холодно. Мне было весело.
Настоящее время – БЫТЬ. В настоящем времени глагол быть не употребляется:
Сейчас холодно. Мне весело.
Будущее время – БУДЕТ:
Завтра будет холодно. Мне будет весело.
Вместо глагола быть могут употребляться глаголы: стать, становиться, казаться и др.:
стало плохо, становится грязно, покажется жарко.
Физическое состояние — интегральный статический показатель наиважнейших антропометрических признаков на время обследования ребенка [15].
Физическое развитие — это процесс модификации форм и функций организма у людей под воздействием условий жизни и воспитания или ход становления, формирования и последующего видоизменения в течении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и созданных на них физических качества и способности. В узком понятии слова под физическим развитием антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).
Физическое развитие охарактеризует изменениями трех групп показателей:
1) Показатели комплектации тела (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы разных частей тела, уровень жироотложения и др.), которые характеризуют, вначале , биологические типы , или морфологию, человека.
2) Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3) Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.)[16].
Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. При оценке уровня физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп.
Нрав физического развития, в процессе изменения показанных показателей в направлении жизни, зависит от многих оснований и назначается целым рядом законов. Физическое развитие в известной мере устанавливается закономерностями наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность должна приобретать интерес при прогнозировании потенциалов и успехов человека в спорте[15].
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражнения и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются исходными при предпочтении средств и методов физического воспитания в каждом абстрактном случае. Выбирая физические упражнения и обусловливая величину их нагрузок, согласно закону упражнения, рассчитывается на необходимые адаптационные преобразования в организме занимающихся. В этом случае учитывается, что организм функционирует как одно целое. Благодаря этому, выбирая упражнения и нагрузки, преимущественно всеохватывающего воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Запросить физическое состояние школьников поможет тест "Оценка физического состояния школьников":
1) И. Кетле (уровень развития массы и роста);
2) И. Робинсона (качество регуляции сердечнососудистой системы);
3) И. Скибинского (функции потенциала органов дыхания и кровообращения);
4) И. Шаповаловой (величина развития двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, а также функци );
5) И. Руфье (уровень адаптационных резервов кардиораспираторной системы);
Физическое состояние охарактеризует состояние здоровья человека, комплекцию тела, конституцию, функциональные вероятности организма, физическую работоспособность. Отметкой физического состояния обнаруживают показатели физического развития: длина тела, масса тела, осанка, и др., морфологические и функциональные модифицированные физиологические системы организма людей и показатели вырабатывания физических качеств — силы, скоростных способностей, выносливости и др. Основными факторами, целенаправленно изменяющими физическое состояние человека, являются занятия физическими упражнениями.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражнений, необходимо манкировать адаптационные преобразования, происходящие в организме занимающихся, а также представлять себе все сторонки воздействия упражнений на организм, так как организм действует как единое целое.
физическое состояние человека:больно,бурно,приятно. (продолжите хотяб по 2 слова)
эмоциональное состояние человека:весело,грустно,страшно..(продолжите хотяб по 2 слова)
интеллектуальное состояние человека:интересно,ясно,понятно. (продолжите хотяб по 2 слова)
оценку какого-либо состояния,положения:легко,рано,хорошо. (продолжите хотяб по 2 слова)