Краткий словарь терминов

Краткий словарь терминов

АКЦИЗ (франц. accise): вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник доходов государственного бюджета.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: объединения граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, подразделяются на акционерные общества закрытого типа (уставной фонд образуется только за счет вкладов (акций) учредителей) и акционерные общества открытого типа (продажа акций осуществляется в форме открытой подписки).

АКЦИЯ (франц. action, нидерл. aktie, нем. Aktie): ценная бумага, свидетельствующая о внесении инвестором пая в капитал акционерного общества. Дает ее владельцу право на получение части прибыли в форме дивиденда, на участие в управлении делами акционерного общества и др. Дивиденд, являющийся частью чистой прибыли, выплачивается акционеру пропорционально стоимости принадлежащих ему акций.

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ: процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежных средств для последующего полного восстановления. Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе, подгруппе) и выражается, как правило, в процентах к их балансовой стоимости.

АМОРТИЗАЦИЯ (от средневекового лат. amortisatio – погашение): постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию (см. Амортизационные отчисления).

БАЛАНС БУХГАЛТЕРСКИЙ: важнейшая форма бухгалтерской отчетности; система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату. Состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив; их итоги должны быть равны.

БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ: в Российской Федерации характеризует формирование и использование доли национального дохода, поступающей населению в форме денежных доходов (зарплаты, премий; выручки от продажи населением сельскохозяйственных продуктов; выплат из общественных фондов потребления – пенсий, стипендий, пособий и др.; выигрышей и процентов: по займам и вкладам; дивидендов по акциям и др.). Основные статьи расходов: покупка товаров, плата за квартиру и коммунальные услуги;

налоги, плата за патент, аренду и т. д. Денежные доходы за вычетом оплаты услуг, платежей и сбережений образуют покупательные фонды населения, от величины которых зависит объем розничного товарооборота. Часть баланса народного хозяйства.

БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (объединения): выражает в денежной форме результаты хозяйственной и финансовой деятельности. Отражает доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с госбюджетом и кредитные отношения (получение и погашение ссуд и уплата процентов).

БАЛАНС ПЛАТЕЖНЫЙ: соотношение поступивших из-за границы и произведенных страной за границей платежей за определенный период. Активный баланс платежей означает, что сумма поступивших платежей превышает произведенные, в противном случае баланс платежей – пассивный.

БАНК (от итал. banco – скамья, лавка менялы): финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: один из видов учета, а также система деятельности, направленная на измерение, обработку и передачу финансовой информации.

БЮДЖЕТ (англ. budget): роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ: баланс доходов и расходов семьи (среднестатистический), характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп семей трудящихся.

БЮДЖЕТНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ: выборочные статистические обследования доходов, расходов и потребления населения. Материалы бюджетных обследований используются для анализа уровня жизни населения, расчета балансов сельскохозяйственных продуктов, балансов труда и т. д.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: превышение расходов государственного бюджета над его доходами, характеризующее неустойчивое положение государственных финансов.

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ: часть валового дохода предприятия, которая остается у него за вычетом всех расходов.

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ: часть валового общественного продукта, произведенного на предприятии (объединении) или в отрасли (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.) за определенный период (как правило, за год), выраженная в оптовых ценах.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП): показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, в рыночных ценах. По своей натурально-

вещественной форме ВВП – совокупность предметов и услуг, используемых в течение данного года на потребление и накопление.

ВАЛОВОЙ ДОХОД: денежная выручка предприятий промышленности и сельского хозяйства, полученная от реализации продукции и услуг, за вычетом материальных затрат.

ВЕКСЕЛЬ (нем. Wechsel, букв. – обмен): вид ценной бумаги, денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ строго установленной законом формы. Различают вексель простой и переводный (тратта). Передача векселя от одного лица другому оформляется передаточной надписью – индоссаментом. В Российской Федерации Положение о переводном и простом векселе принято в 1991 г.

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: движение денег в наличной и безналичной формах в качестве средства обращения и платежа, опосредствующее обмен товаров. Важная характеристика денежного обращения – скорость обращения денег, повышение которой уменьшает спрос на деньги, и наоборот.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: суммы денег, получаемые и аккумулируемые населением. Непосредственно связаны с распределением национального дохода, производством товаров и услуг. Основные источники денежных доходов населения: оплата по труду; доход от предпринимательской деятельности; денежные выплаты, связанные с социальным обеспечением и мерами по социальной защите населения (пенсии, пособия, стипендии, объем льготных услуг); реализация продукции личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности; поступления из финансовой системы (выплаты выигрышей по займам, проценты на вклады в учреждениях сберегательного банка, страховые вознаграждения).

ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ: бумажные деньги, неполноценные монеты и другие знаки стоимости, не имеющие собственной стоимости и заменившие в обращении золотые или серебряные деньги.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ: приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому во времени виду (с помощью коэффициента дисконтирования, основанного на формуле сложных ссудных процентов).

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ: показатель, включающий сумму затрат на заработную плату, процент на капитал, ренту и прибыль. Используется для оценки объема производства предприятий и фирм.

ИЗДЕРЖКИ: в экономике – затраты разного рода; как правило, основная составляющая цены. Отличаются сферой формирования (издержки обращения, издержки производства, торговые, транспортные, хранения) и способом включения в цену (целиком или по частям). Издержки производства на уровне предприятия – себестоимость продукции.

ИНВЕСТИЦИИ (нем. Investition, от лат. investio – одеваю): долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные (вложе-

ние капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) инвестиции.

ИНВЕСТОР (англ. investor, нем. Investor, от лат. investire – облачать): лицо или организация (учреждение, фирма, банк и т. п.), вкладывающие капитал в какое-либо дело, на осуществление проекта, проведение мероприятия.

ИННОВАЦИОННЫЕ БАНКИ: коммерческие банки, специализирующиеся на кредитовании новых видов деятельности, технологии, научнотехнических и конструкторских разработок и т. п.

ИНФЛЯЦИЯ (от лат. influtio – вздутие): процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Проявляется в повышении стоимости жизни и росте цен. Инфляция обычно возникает как реакция на несбалансированность государственных доходов и расходов, монополизацию экономики, опережающий рост издержек производства (в частности, заработной платы) по сравнению с ростом производительности труда, несбалансированность платежных отношений между странами и др. Различают ползучую (умеренную) инфляцию – непрерывный рост цен в пределах 10% в год; галопирующую – стремительный рост цен от 20 до 200% в год; гиперинфляцию – как правило, рост цен свыше 50% в месяц. В XX в. умеренная инфляция – нормальное явление для экономически развитых стран. Меры антиинфляционной политики: сокращение государственных расходов, повышение налоговых ставок, «замораживание» заработной платы, контроль за денежной массой и др.

ИПОТЕЧНЫЕ БАНКИ: банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог земли и недвижимости.

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ: кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции в основном за счет средств, привлеченных в виде вкладов. Различают частные (акционерные и индивидуальные), государственные (как правило, акционерные), смешанные. В некоторых странах коммерческим банкам запрещается осуществлять операции инвестиционных банков (долгосрочные вложения в ценные бумаги и др.), но в большинстве государств кредитные институты универсальны и понятия «коммерческий банк» и «инвестиционный банк» не разграничены.

ЛИКВИДНОСТЬ (от лат. liquidus – жидкий, текучий): мобильность активов предприятий, фирм или банков, обеспечивающая своевременную оплату их обязательств.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ: экономическая теория, исследующая рыночные взаимодействия крупных корпораций в отраслях современного массового производства; главные положения сформулированы Э. Чемберлином в конце 20-х гг. XX в. Согласно монополистической теории конкуренции, получение наивысшей при-

были – определяющая цель рыночной стратегии фирмы. Монополистическая теория конкуренции исходит из идеи переплетения на современном рынке элементов монополии и конкуренции.

МОНОПОЛИЯ: в экономике – ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.

Читайте также:  Лучшее лекарство от синяков

НАЛОГИ: обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз).

НЕДВИЖИМОСТЬ: земельные и другие естественные угодья, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, иные вещные права на землю, а также всякое иное имущество, прикрепленное к земле и прочно связанное с ней (здания, сооружения, заводы и т. д.).

ОБЛИГАЦИЯ (от лат. obligatio – обязательство): ценная бумага на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента (в форме выигрышей или оплаты купонов). Облигации подлежат погашению (выкупу) в течение обусловленного при выпуске займа срока. Облигации выпускают акционерные общества и государство.

ПРИБЫЛЬ: обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.

ПРОЦЕНТ ССУДНЫЙ: плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование денежной ссудой.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (от нем. rentabel – доходный, прибыльный): показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств.

РЕСУРСЫ (от франц. ressource – вспомогательное средство): денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы).

РЫНОК: сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (местный рынок). Рынком также называется определенное место, где происходит торговля.

РЫНОК КАПИТАЛА: сфера спроса и предложения финансовых ресурсов, используемых в качестве инвестиций. Посредством рынка капитала большая часть денежных средств, поступающих от частных инвесторов, банков, пенсионных фондов, страховых компаний и др., вкладывается в коммерческие, производственные проекты, ценные бумаги или имущество в целях получения дохода. В деятельности рынка капитала участвуют также фондовые биржи, которые выпускают акции и облигации, выступающие в качестве капитала.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: экономический показатель, включающий затраты на потребленные средства производства и на оплату труда. Так называемая полная себестоимость включает текущие затраты не только на производство, но и на реализацию продукции. Экономический аналог себестоимости продукции – издержки производства. Отношение чистого дохода (прибыли) к себестоимости продукции выражает рентабельность производства.

ТОВАР: продукт труда, произведенный для обмена (продажи). Обмен продуктов как товаров на рынке путем купли-продажи возникает на основе общественного разделения труда.

ФИНАНСЫ (франц. finances – денежные средства): совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.

ФИРМА (от итал. firma – подпись): 1) тип предприятия; 2) фирменное наименование (фирма), наименование юридического лица, индивидуализирующее его в гражданском обороте. Фирменное наименование подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц. Объект промышленной собственности.

ФОНДОВАЯ БИРЖА: учреждение, осуществляющее продажу и покупку ценных бумаг, цены на которые определяются спросом и предложением. Основная функция фондовых бирж заключается в привлечение капитала путем продажи ценных бумаг инвесторам. Среди крупнейших бирж – Нью-Йоркская фондовая биржа (основана в 1792, насчитывает

более 1,5 тысячи членов) и Лондонская фондовая биржа (сделки с ценными бумаги начали проводиться в XVII веке).

ЦЕННЫЕ БУМАГИ: документы, содержащие какое-либо имущественное право, реализация которого возможна только при условии их предъявления (акции, облигации, векселя и др.). Ценные бумаги могут быть предъявительскими (передается другому лицу путем вручения), ордерными (передается путем совершения надписи, удостоверяющей передачу), именными (передается в порядке, установленном для уступки требования, если законодательством не предусмотрено иное). Как правило, покупка и продажа ценных бумаг производятся на фондовой бирже.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество). Исторически частной собственности отдельных лиц предшествовала общинная собственность (племени, рода, семьи). Термины «собственность» и «частная собственность» сложились в Римском праве (во II в. н. э.). Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 объявила собственность священным и неприкосновенным правом. В Российской Федерации частная собственность согласно Конституции 1993 г. охраняется законом.

ЭКОНОМИКА (от греч. oikonomike, букв. – искусство ведения домашнего хозяйства): 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции; 2) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства; 3) экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда. Частные показатели экономической эффективности производства – производительность труда, фондоотдача и материалоемкость продукции. В масштабах общества показатель экономической эффективности – доля национального дохода в произведенном совокупном общественном продукте.

ЭМИССИЯ (от лат. emissio – выпуск): выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.

Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Алгоритм – система последовательных действий, выполнение которых ведет к правильному результату.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников (анкет).

Ассоциация – любая более или менее устойчивая связь между тем, что уже существует в сознании, и тем, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств.

Вид (обучения, воспитания) – своеобразие моделей процесса, существующих внутри типов.

Виды обучения – объяснительно-иллюстративное (ОИ); проблемное (ПбО); программированное (ПО); компьютерное (компьютеризованное) обучение (КО); новые информационные технологии обучения (НИТ).

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества.

Воспитание (в педагогическом смысле) – процесс и результат всех влияний на человека; специально организованный процесс влияния на человека с определенной целью; специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание (в социальном смысле) – передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим.

Воспитание (в философском смысле) – приспособление человека к среде и условиям существования.

Воспитательное дело (ВД) – форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.

Воспитательный процесс (процесс воспитания) – движение процесса воспитания к своей цели.

Гендерные особенности развития – различия, характеризующие процессы, особенности и результаты развития мужчин и женщин.

Гуманитаризация – общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дистанционное обучение – разновидность новой информационной технологии доставки знаний, создания учебной среды и организации процесса усвоения знаний.

Дифференциация – создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе.

Дух (лат. spiritus – дух, дыхание) – первооснова жизни.

Духовное развитие – связано с воспитанием души, духовности, нравственности, формированием этических ценностей. Истинный смысл развития – в духовном возвеличении.

Духовность – одна из двух натур человека. В отличие от телесной, видимой натуры, духовность невидимая, но главная сущность человека; это состояние души.

Душа (по Аристотелю) – гармония, составная часть Вселенной, причина жизни.

Душа (в современном понимании) – энергетический сгусток, жизнь, энергия организма, сущность человека.

Душа (религиозное толкование) – нематериальная, независимая от тела бессмертная сущность, которая дается человеку при рождении. Душа не рождается и не умирает.

Закон – отражение объективных, существенных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся при определенных условиях связей между явлениями действительности.

Закон минимума – продуктивность обучения, детерминированная минимальным фактором.

Закон сохранения (Э. Торндайк): если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность ее ослабевает, и поэтому при прочих равных условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается.

Закон эффекта (Э. Торндайк): если процесс установления связи между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает.

Закономерность – объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь, выраженная в обобщенной форме. Закономерность – это не до конца познанный закон.

Закономерности всеобщие – сфера действия которых выходит за пределы педагогической системы.

Закономерности общие – охватывающие своим действием всю педагогическую систему.

Закономерности частные – действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы.

Знания – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Отражение внутреннего и внешнего мира в сознании человека.

Инновации (педагогические) – нововведения в педагогической системе, качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Интеграция – уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных знаний, умений. Это не механическое усечение объема, а структурирование материала.

Читайте также:  Бывает ли аллергия на кефир

Интерактивные методы (в педагогике) – способы взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, всеми участниками педагогического процесса, отличающиеся повышенной активностью и самостоятельностью принятия решений.

Качества (человека) – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих человека от других биовидов.

Квалиметрия – диагностирование профессиональных качеств педагогов.

Классификация методов (обучения, воспитания) – упорядоченная по определенному признаку их система.

Коллектив – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости; общий выборный руководящий орган.

Комплексный характер – одновременное и совокупное влияние всех факторов на результат.

Компоненты общего среднего образования: 1) система знаний о природе, обществе, способах деятельности, на которых основывается миропонимание человека; 2) опыт практической деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков; 3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области; 4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.

Контроль – проверка деятельности учебно-воспитательного заведения и (или) его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов, педагогов, обслуживающего персонала); процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства; механизм проверки.

Коэффициент корреляции – количественное значение связи между факторами.

Кривая связи – наглядное представление величины и характера связи между факторами.

Личностно-ориентированная технология предполагает построение учебного процесса по схеме: ученик – материал – результат.

Менеджмент (педагогический) – процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей; управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, организация педагогическим производством; совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей.

Метод (обучения, воспитания) – упорядоченная деятельность педагога и обучаемых, направленная на достижение заданной цели (обучения, воспитания). Совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения, образования, воспитания.

Метод воспитывающих ситуаций – организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методы воспитания подразделяются на методы: формирования сознания личности; организации деятельности и приобретения опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

Методы исследования – пути, способы познания объективной реальности.

Модуль (учебный) – содержательно-временная часть учебного процесса. Обычно это раздел (несколько тем) учебной программы вместе с указанием возможных способов его изучения, расчетом времени и тестовыми вопросами.

Мониторинг – непрерывное отслеживание педагогического процесса путем постоянного, беспрерывно ведущегося наблюдения.

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения педагогов и обучаемых к продуктивной деятельности.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства, благодаря многоразовому выполнению.

Назначение воспитания (в философии) – добровольное ограничение свободной воли через самое доступное человеку – подчинение плоти духовному началу.

Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Наследственность – передача от родителей к детям определенных признаков и особенностей.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Обучаемость – комплексный фактор, характеризующий способность (пригодность) обучаемых к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Оптимизация – процесс и результат выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения – сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания учеником того, что изучается, восприятием объекта изучения как ценности.

Опыт творческой деятельности – самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в известной; видение новых функций объектов; самостоятельное применение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление.

Организационно-педагогическое воздействие (ОПВ) – комплекс факторов, характеризующих деятельность учителей, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Отклоняющееся поведение – естественная защитная реакция человека на вызов враждебной ему среды или окружения (или среды, окружения, которые он рассматривает как враждебные).

Парадигма – господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем.

Партнерская (предметно– и личностно-ориентированная) технология – одинаково хорошо удерживает в поле зрения и учебный материал, и развивающуюся личность.

Педагогика – наука о воспитании.

Педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.

Педагогическая система – упорядоченное по определенному признаку единство составных компонентов.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Периодизация – выделение возрастных особенностей, характерных для каждого возраста, соединение их в систему.

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников.

Правила (дидактические) – указания учителю, как нужно поступить в педагогической ситуации.

Предметно-ориентированная технология предполагает построение учебного процесса по схеме: материал – ученик – результат.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Принципы (дидактические) – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Программированное обучение – выполнение последовательных действий (операций) по заданной программе, повышающей управление ходом учебного процесса.

Продукт (обучения, образования, воспитания, развития) – то же, что результат педагогического и учебного труда, созданная в учебно-воспитательном процессе целостная система знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности каждого отдельно взятого человека; то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Самовоспитание – работа воспитанника над собой с целью формирования положительных качеств и искоренения отрицательных.

Синергетический эффект – результат сложения сил, действующих в одном направлении; результат согласованного взаимодействия (использования) всех ресурсов.

Система дидактических принципов – их упорядоченное единство, представленное в общей концепции.

Система принципов воспитания – общественная направленность воспитания; его связь с жизнью и трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация; личностный подход; единство воспитательных воздействий.

Система принципов – сознательность и активность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой.

Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; обозримый объем систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

Структура – расположение элементов в системе.

Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Субъективно-прагматический метод воспитания – способ, основанный на стремлении человека прагматично и целенаправленно решать свои проблемы. Основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.

Тестирование (в педагогике) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.

Технология (воспитательная) – комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.

Технология (педагогическая) – комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству в педагогических процессах.

Тип (обучения, воспитания) – отличающаяся существенными признаками модель организации процесса.

Тип познавательной деятельности (ТПД) – уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

Типы уроков: комбинированные (смешанные); изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений.

Традиционные методы исследований – пути и способы познания педагогической действительности, используемые с давних времен: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, ученического творчества, беседы.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Урок (учебное занятие) – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Условие – обстоятельство, от которого что-то зависит.

Учебный материал – информация, подвергшаяся дидактической обработке с целью приспособления ее для изучения в данном возрасте.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Читайте также:  Сетевые фитнес клубы россии

Фактор – веская причина, влияющая на течение и результаты дидактического процесса.

Факторы развития – причины, обусловливающие процесс и результаты развития. Развитие детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Формирование – процесс становления человека под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, педагогических и т.д.

Формы (организации обучения, воспитания) – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Функции методов – обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная) и контрольно-коррекционная.

Цель воспитания – очеловечить появившееся на свет существо, помочь ему распознать в себе человека, облагородить его душу, побудить к добрым делам, развить духовность, дать силы противостоять злу – вечные и неизменные задачи правильного воспитания.

Цель обучения (учебная, образовательная) – то, к чему оно стремится, будущее, на которое направлены его усилия.

Человек (в педагогическом смысле) – цель, средство и продукт воспитания.

Человек (в философском смысле) – часть природы, биологический вид, «homo sapiens».

Экологизация (образования, воспитания) – усиление внимания к экологическому воспитанию. В нынешних условиях экологический императив перерастает в моральный – гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духовное развитие человека.

Этапы (педагогического процесса) – последовательность его развития; выделяются подготовительный, основной, заключительный.

Дата добавления: 2015-11-18 ; просмотров: 449 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Автаркия – «самодостаточность», самообеспечение. Это свойство было присуще греческим полисам (см.).

Агора – рыночная площадь; здесь же обычно проводились народные собрания (см.).

Аграрное перенаселение – недостаток земель, пригодных для обработки, вызванный ростом народонаселения.

Акрополь – «верхний город», «кремль». Укрепленная часть города, в которой находились главные храмы.

Алфавит – система письменности, основанная на обозначении одного звука одним знаком.

Апелла – народное собрание (см.) в Спарте.

Апойкия – «выселки», греческое название колонии (см.).

Ареопаг – «холм Ареса». Место, где в Афинах собирался Совет Ареопага; сокращенное название Совета Ареопага.

Аристократия – знать; «власть лучших», форма правления, в которой определяющее значение имеет мнение знатных граждан

Архаический – древний, относящийся к архаическому (VIII-VI вв. до н.э.) периоду древнегреческой истории.

Архонт – «начальник», должностное лицо в Афинах и в других греческих полисах.

Архэ – «власть», «держава». Так называли Афинскую державу в период Первого афинского морского союза (V в. до н.э.).

Аэд – певец, исполнитель и сочинитель эпических поэм.

Булевт – член Совета (булэ), органа управления демократических Афин.

Булэ – Совет: Совет четырехсот при Солоне, Совет пятисот при Клисфене и после него – орган управления демократических Афин, на котором готовилась повестка дня для народного собрания (см.).

Ванакт – царь в Крито-микенской Греции.

Варвар – так греки называли негреков.

Гекатомба – одновременное принесение шести быков в жертву Зевсу.

Гелиэя – суд присяжных в демократических Афинах.

Гендер – социальная характеристика половых различий.

Генос – род, группа родственников.

Герма – скульптурное изображение бога Гермеса.

Герой – сын Зевса и земной женщины; персонаж древнегреческой мифологии.

Герусия – Совет старейшин в Спарте.

Гетайры – македонские аристократы, составлявшие конницу в войске македонских царей.

Гетера – «подруга», куртизанка.

Гиерон – святилище древнегреческого храма.

Гинекей – женская половина дома.

Гомеи – «равные», граждане Спарты.

Гоплит – тяжеловооруженный пеший воин.

Дворцы – на Крите: центру власти и городской жизни.

Декархия – «комитет десяти» – орган управления в городах, находившихся под властью Спарты после Пелопоннесской войны.

Дем – единица территориального деления Афин: деревня, квартал в городе.

Демагог – «взывающий к демосу» (см.), политический лидер радикального толка, популист.

Демократия – «власть демоса» — форма правления, при котором высшим органом власти было народное собрание (см.), отражавшее волеизъявление граждан.

Демоний – «внутренний голос» Сократа.

Демос – «народ», коллектив граждан; иногда демос обозначает беднейшую часть граждан, в противовес аристократии.

Диадохи – военачальники Александра Македонского, поделившие его империю на отдельные государства.

Диаспора – «рассеяние», часть еврейского народа, жившая за пределами Иудеи

Дикаст – судья, участник судебного заседания.

Драхма — мелкая серебряная монета.

Илоты – рабы в Спартанском государстве; они не принадлежали частным владельцам, а были «прикреплены» к обрабатываемой ими земле.

Классический – относящийся к классическому (V-IV вв. до н.э.) периоду истории Греции.

Клер – «жребий», один из девяти тысяч равных участков земли, которые по законам Ликурга были розданы гомеям (см.).

Клерухия – поселение афинских колонистов на территории другого полиса.

Колонизация – процесс освоения и заселения новых территорий греками.

Колония – новый независимый полис, основанный метрополией (см.).

Криптия – карательная экспедиция спартанцев против илотов.

Ксен – «гостеприимец», гражданин полиса, который принимал граждан другого полиса.

Линейное письмо – слоговое письмо, использовавшееся в крито-микенскую эпоху.

Логограф – прозаик архаического периода, описывавший все подряд, не подвергая полученные сведения никакой критике.

Мавзолей – гробница правителя Карии (в Малой Азии) Мавзола, построенная в IV в. до н.э. и ставшая нарицательной для парадного погребального сооружения.

Магистрат – должностное лицо.

Метеки – «живущие рядом», неполноправные свободные граждане Афинского государства.

Метрополия – «мать-полис», полис, основатель колонии.

Микенский – относящийся к микенскому периоду (XVI-XII вв. до н.э.).

Минойский – (от имени Минос). относящийся к критскому периоду (XXII-XV вв. до н.э.).

Мистерии – таинства в честь богов (наиболее известны Элевсинские мистерии в Аттике).

Наварх – предводитель флота.

Народное собрание – высший орган власти демократического полиса, которое принимало решения по важнейшим вопросам и на котором могли присутствовать все граждане.

Обол – мелкая разменная монета, шестая часть драхмы.

Ойкос – дом, домохозяйство.

Олигархия – «власть немногих».

Олимнионик – победитель на Олимпийских играх (см.).

Олимпийские игры – спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся с 776 г. до н.э. раз в четыре года в Олимпии, на западе Пелопоннеса.

Олимпийские боги – греческие боги, которые, по преданию, обитали на горе Олимп в северной Греции.

Остракизм – «голосование черепками» с целью изгнания неугодного политического деятеля в Афинах.

Охлос – толпа, чернь, низшие слои демоса.

Охлократия – «власть толпы».

Панафинеи (Панафинейские игры) — спортивные и музыкальные состязания в Афинах.

Пентеконтаэтия – «пятидесятилетие», период греческой истории между изгнанием персов из Балканской Греции (479 г.) и началом Пелопоннесской войны (431 г.).

Периптер – форма греческого храма – четырехугольник, окруженный колоннадой.

Периэки – неполноправные свободные в Спартанском государстве.

Пифия – пророчица в святилище Аполлона в Дельфах.

Полис – город-государство и одновременно община граждан в древней Греции.

Понт Эвксинский – «гостеприимное море», Черное море.

Притан – представитель афинской филы (см.), осуществляющей текущую власть в городе.

Пробулевсис – предварительное рассмотрение повестки дня народного собрания (см.) в Совете пятисот (см.).

Простат – «предстоятель», лидер политической группировки.

Рабы – низшее сословие в древнегреческих полисах, не обладавшее никакими правами.

Риторика – ораторское искусство.

Септуагинта – перевод еврейской Библии на греческий язык.

Симмахия – военный союз.

Совет – законосовещательный орган и орган управления в демократических полисах (см. булэ).

Сократики – философы-последователи Сократа.

Сословие – социальная группа людей, выделенная юридическими рамками.

Софисты – «мудрецы» – учители мудрости и красноречия.

Талант – мере веса и стоимости (около 26 кг).

Талассократия – господство на море.

Тимократия – «власть богатых».

Тирания – нелегитимная монархическая власть.

Тираноубийцы – Гармодий и Аристогитон, которые организовали заговор против афинского тирана Гиппия, но смогли убить только его брата Гиппарха.

Триера – греческое военное парусно-весельное судно с тремя рядами весел.

Триерарх – капитан триеры (см.) либо гражданин, на чьи средства она была построена.

Триттия – часть аттической филы (см.).

Трофей – памятный знак из доспехов павших воинов противника, воздвигаемый победителями на поле сражения.

Фаланга – сомкнутый строй воинов-гоплитов (см.).

Фесмофеты – коллегия законодателей.

Фила – племенное объединение (в древности) и единица территориального деления Аттики по реформам Клисфена.

Форос – дань, которую союзники выплачивали Афинам.

Фратрия – «братство», родовое объединение.

Хора – «земля», сельская местность.

Царь царей – так греки называли персидского царя.

Цивилизация – общество, достигшее определенного уровня развития, для которого, помимо прочего, характерно появление городов как центров ремесла, ирригации, управления; монументальных сооружений (храмов, плотин, дамб); письменности; наконец, государства как формы человеческого общения.

Экклесия – народное собрание (см.) в Афинах.

Эллинизация – процесс распространения греческих социальных и культурных норм и греческого языка среди негреческого населения.

Эллинизм – эпоха в греческой истории после завоеваний Александра Македонского (конец IV – конец I в. до н.э.).

Эллинистический – относящийся к эпохе эллинизма (см.).

Эпигоны – наследники диадохов (см.).

Эсимнетия – выборная тирания (см.).

Эфеб – молодой афинянин, проходящий военную подготовку перед получением полных гражданских прав.

Эфор – «наблюдатель», спартанское должностное лицо, обладавшее широкими полномочиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector