Типы физического развития

Типы физического развития

Развитие физических качеств является обязанностью каждого человека. Ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, закаливание, сбалансированное питание позволяют значительно продлить жизнь. В горах люди с раннего возраста начинают получать физические нагрузки, при этом не испытывая влияния вредных привычек, в результате средняя продолжительность жизни в этих районах значительно превышает оную в городе. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Главный враг городского жителя — Гиподинамия! Лишенный природной способности много двигаться человек получает целый букет заболеваний. Поэтому развитие физических качеств является основной задачей современного человечества.

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

  • 1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
  • 2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);
  • 3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

  • 1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;
  • 2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;
  • 3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
  • 4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

  • 1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  • 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  • 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Читайте также:  Пропаренный рис бжу

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое развитие человека — это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.

При оценке физического развития обычно рассматривают:

· форму грудной клетки, принимают во внимание

· форму ног и стопы;

· тип сложения человека;

· жизненную емкость легких (ЖЕЛ);

· силу мышц кисти;

На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.

При определении физического развития проводят внешний осмотр (соматоскопия) и антропометрию (соматометрию).

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Антропометрия предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела: рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

Осанка. Это — привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Различают 5 типов осанки (рис. 7.1): прямой (I); прогнутый (II); сутулый (III); наклонный (IV); изогнутый (V).

Рис. 7.1. Различные типы осанки

Нормальнымсчитается прямой тип осанки. Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

Правильное положение частей тела при нормальной осанке следующее:

· стопы на ширине ступни, параллельны;

· туловище вертикально, угол наклона таза — 45°;

· плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

· руки свободно опущены по средней линии туловища;

· голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника — сколиозов. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению — лево — или правосторонние и S-образные (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Виды сколиозов: а — правосторонний; б — левосторонний; в, г — S-образный

Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточное физическое воспитание детей в семье и школе, а также недостаточная двигательная активность, общая функциональная слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.

Форма грудной клетки. Бывает коническая, цилиндрическая и уплощенная (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Формы грудной клетки: а — уплощенная; б — цилиндрическая; в — коническая

Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма ног. Наблюдается нормальная, X-образная и О-образная форма ног. При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

Рис. 7.4. Формы ног: 1 — нормальная; 2 — Х-образная; 3 — О-образная.

При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток. При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток.

О — и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей. У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.

Форма стопы(рис.7.5).

Рис. 7.5. Формы стопы: а — плоская; б — уплощенная; в — нормальная; г — полая

Тип сложения человека. По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека. Различают астенический, нормостенический и гиперстенический типы сложения (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Типы сложения: а — астенический; б — нормостенический; в — гиперстенический.

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами. Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани. Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

Читайте также:  Упражнение гимнаста на кольцах 3

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.

Рост (длина тела).Это — важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей — до 19-22 лет. На рост влияет много факторов — питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но, прежде всего, на рост влияет наследственность.

По мнения специалистов рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:

· окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) х 0,54 — 4,5;

· окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) х 0,51 — 7,5.

Принимая во внимание должные показатели роста можно дать оценку темпам роста (табл. 7.1.).

Рост мальчиков и девочек (в %) от окончательной величины роста взрослого человека

Возраст, лет Процент от окончательной величины роста взрослого человека
Мальчики Девочки
78,75 84,15
80,68 86,59
83,24 92,07
86,65 94,51
90,06 96,95
94,60 97,26
98,29 98,78
99,32 99,70
99,77 100,0
99,89 100,0
100,0 100,0

Пример. Рост отца — 171 см., матери — 160 см. Получается, что должный рост их сына — 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит в приведенном примере рост мальчика пока отстает.

При оценке перспективы роста ребенка следует иметь в виду хорошо известный факт: девочки наследуют в большей степени рост отца, а мальчики – матери.

Масса тела. Включает жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

ИАМ = М/(Р*10),

где M— активная масса тела (кг);

Р— рост тела (м).

Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77 — 0,86, а у спортсменов — 0,98 — 1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).Это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

ЖЭЛ измеряется с помощью спирометра. Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности и определяется с помощью спирометра. Она бывает в следующих пределах: у мужчин — 3,5-5,0 литров; у женщин — 2,5-4,0 литра. У спортсменов эта величина может достигать: у мужчин 7,0 литров и более, у женщин — 5,0 литров и более. В отдельных случаях у людей очень высокого роста ЖЕЛ может достигать 9,0 литров.

Сила мышц кисти. Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевой динамометрии. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин — 35 — 50 кг, у женщин — 25 — 33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5 — 10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин — 60 -70% массы тела, у женщин — 45 — 50%.

Становая сила. Сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги. Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин — во время менструации и при беременности.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130 — 150 кг, женщин — 80 — 90 кг.

Показатель относительной силы определяется, как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180 — 240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170 — 200% — ниже средней, 200 — 230% — средней, 230 — 250% — выше средней, выше 260 — высокой.

Читайте также:  Как выбрать гималайскую соль

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 11826 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Основными показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами (греч. soma — тело), а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила, кровяное давление и т.д.) и соматоскопические данные (развитие костномышечной системы, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только по совокупности этих показателей можно установить уровень физического развития. Поэтому под физическим развитием понимают комплекс морфофункциональных показателей индивидуума в данное время. Физическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факторами.

В настоящее время на основании обследования большого числа детей и подростков разработаны оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков (стандарты, нормативы). Стандарты физического развития имеют региональный, этнический характер и требуют постоянного обновления. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Выделяют несколько групп физического развития по соотношению основных трех показателей — длины и массы тела, окружности грудной клетки, где основополагающим является длина тела:

  • пропорциональное развитые — масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела: от М — I о до М + 2 о;
  • хорошее развитие — масса тела и окружность грудной клетки могут превышать должные показатели за счет мускулатуры, но не более чем на 2а;
  • ухудшенное развитие — масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных показателей больше чем на 2а;
  • дети с избыточной массой тела — масса тела и окружность грудной клетки больше чем на 2о превышают должные показатели за счет жироотложения.

Отклонения антропометрических признаков от среднеарифметического значения (М) в пределах 1 о рассматривают как варианты нормы для данного признака. Дети последних двух групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, в тщательном изучении сведений об условиях их предыдущей жизни. С самого раннего возраста необходим контроль количества жировой ткани в организме. Нерациональное, несбалансированное питание и другие причины могут привести к ожирению. Чрезмерное снижение количества жира в организме приводит к нарушениям в эндокринной системе. В частности, недостаток жира приводит к дисфункции половых желез, расстройству менструального цикла у девочек — подростков и у взрослых женщин, импотенции у мужчин.

Если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту (т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1 о), то физическое развитие надо считать гармоничным, если нет — дисгармоничным. Дисгармоничность иногда возникает при ранней спортивной специализации, в результате некоторых видов спортивных тренировок. Такие формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику роста и развития в дальнейшем.

Выделяют также несколько групп физического развития отдельно по длине тела:

  • • низкий — от М — 2о и ниже;
  • • ниже среднего — от М — 1о до М — 2о;
  • • средний — от М — 1о до М + 1 о;
  • • выше среднего — от М + 1 о до М + 2о;
  • • высокий — от М + 2о и выше.

Уровень физического развития является одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков, основным показателем, отображающим совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развитии. Необходимо помнить, что физическое развитие примерно на 70% определяется наследственностью и на 30% факторами внешней среды.

Низкий уровень физического развития может быть следствием несбалансированного, нерационального питания, наличия ряда хронических заболеваний, чрезмерной или недостаточной физической нагрузки. Высокий уровень физического развития, сопряженный с

избыточной массой тела, может сочетаться с ожирением, что свидетельствует о нарушениях в эндокринной системе. Отставание и опережение в темпах физического развития могут быть следствием отклонений в функциях центральной нервной системы.

Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталкиваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение оценить степень физического развития ребенка. Это важно не только с гигиенических позиций, но и для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

На каждом этапе онтогенеза детский организм готов к восприятию определенного объема требований, предъявляемых жизнью. В силу этого большое значение приобретает изучение не средних параметров, а индивидуально-типологических особенностей физического развития детей и подростков (конституциональных типов). В настоящее время преобладает понятие о конституции как совокупности функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность (характер реагирования на различные воздействия).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector