Упражнения в бассейне для малышей

Упражнения в бассейне для малышей

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» — выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

Лайфхакер собрал инструкции для разных возрастов, выбирайте нужную и осваивайте вместе с малышом.

Как учить плавать ребёнка до 3 лет

Водные процедуры с малышом несомненно полезны, и приучать к ним карапуза можно с самого раннего возраста. Однако они не предполагают самостоятельного перемещения, а значит никакого отношения к плаванию не имеют.

К тому же такие занятия закрепляют неправильные движения и положение тела. В итоге, когда позже ребёнок будет осваивать полноценное плавание, его придётся долго переучивать. Чтобы заложить фундамент для юного пловца, нужно знакомить его с водной стихией постепенно и исключительно в игровой форме.

Как подготовить малыша

Главная задача родителей на этом этапе — помочь ребёнку преодолеть страх перед большой водой. В идеале можно попытаться научить его погружать лицо в воду, а также пускать пузыри ртом и носом. Потом навыки пригодятся для правильного дыхания. Для этого делайте следующее:

  • Занимайтесь с малышом и игрушками в мелком бассейне с тёплой прозрачной водой.
  • Брызгайте друг на друга. Не бойтесь попасть водой на лицо и успокаивайте ребёнка, чтобы он не опасался этого.
  • Пускайте пузыри вместе, опуская лицо в воду. Сначала ртом, а затем носом.
  • Просите карапуза приседать, окунаясь в воду, и тут же выныривать.

Как учить плавать ребёнка от 3 до 5 лет

Малышей в этом возрасте уже можно научить свободно плавать без какого-либо стиля, если проявить выдержку. Маленькие дети не способны долго концентрироваться и следовать указаниям, выполнять несвойственные им вещи, поэтому обучение должно проходить в игровой манере.

1. Выберите правильное место

Лучше всего учить ребёнка плавать в бассейне или большой ванне вроде джакузи. Море подходит гораздо меньше из-за солёной воды и волн, которые помешают. Река или озеро тоже не идеальны: вода в них непрозрачная и холодная, поэтому малышу будет тяжело психологически.

Глубина — по пояс или чуть выше, чтобы пловец чувствовал себя в безопасности. Температура воды желательно повыше — 25–28 °С. При этом, пока малыш не привыкнет к плавательным очкам, влага не должна вызывать жжение глаз, если открыть их на глубине.

2. Снимите нарукавники и жилет

Откажитесь от любой экипировки, призванной поддерживать на плаву. Круги, доски и другие приспособления нарушают баланс тела и не дают малышу научиться самостоятельно держаться на воде.

При использовании жилета или нарукавников ребёнок вжимается в опоры и высоко поднимает голову, напрягая шею. По-настоящему научиться плавать можно только ныряя под воду, поэтому важно сразу убрать все плавсредства.

3. Приучите ребёнка к очкам

Как и все последующие шаги, этот нужно выполнять исключительно в игровой форме, а лучше ещё и показывая на личном примере. С пятилетками проблем, скорее всего, не возникнет, а вот дети помладше могут капризничать.

Примерьте очки малышу и отметьте, как они ему идут. Постоянно хвалите и восхищайтесь им, даже если удалось лишь прислонить защиту к лицу и не заводить резинку на затылок. Нажимайте на очки и показывайте, какой смешной хрюкающий звук они издают, и предлагайте попробовать это ребёнку. Если очки не закрепляются на лице, говорите «Глазик отклеился».

Если малыш боится и не хочет надевать аксессуар, будьте доброжелательны, не давите и наберитесь терпения. Переключитесь на возню с игрушками и попробуйте ещё раз чуть позже. Понемногу после 5–10 примерок он поддастся, особенно когда поймёт, как хорошо в очках видно под водой.

4. Дайте малышу привыкнуть к воде

Перед обучением ребёнку нужно раскрепоститься и перестать бояться воды. Для этого немного пошалите вместе с ним.

  • Брызгайтесь на мелководье, шлёпая руками и ногами.
  • Возьмитесь за руки и, опуская лицо в воду, пускайте пузыри ртом, носом.
  • Показывайте друг другу языки и стройте под водой гримасы.

5. Отработайте опускание лица в воду

Обучение плаванию строится на погружении лица в воду. Это неестественно для ребёнка, поэтому не получится просто сказать ему: «Делай вот так». И здесь на помощь приходят игры.

  • Сначала брызгайтесь так, чтобы влага попадала на лицо малыша. Можете понемногу поливать его, показывая, что это нестрашно и весело.
  • Приседайте и подпрыгивайте на разной глубине, чтобы при погружении вода доходила ребёнку до губ, затем до глаз, и так постепенно просите его окунуться на секунду с головой. Закрывать глаза при этом не нужно.
  • Разбросайте на небольшой глубине игрушки, чтобы их нельзя было достать рукой, не окунувшись с головой, и попросите малыша провести спасательную операцию или сбор сокровищ.
  • Когда ребёнок хлебнёт воды и закашляется, реагируйте спокойно и весело, давая понять, что ничего плохого не произошло. Попросите резко выдохнуть через нос, как при сморкании, и остатки воды легко уйдут из носоглотки, а с ними и неприятные ощущения.
Читайте также:  Растяжка ног у стены

6. Научитесь выдыхать в воду

Следующий этап — освоение выдоха в воду. Он используется во всех стилях и имеет ключевое значение в правильной технике плавания. Частично ребёнок уже знаком с этим приёмом, пускание пузырей и есть выдох.

  • Продолжайте закреплять навык, пуская пузыри у бортика бассейна. Делать это малыш должен непременно носом, поскольку ртом осуществляется вдох.
  • Прыжки и приседания из предыдущего шага также помогут. Добавьте к ним выдохи в воду в момент погружения.
  • Для правильного выдоха попросите ребёнка набрать воздух, закрыть рот рукой и издать носом протяжный звук «м-м-м».

7. Потренируйтесь держаться на плаву

Для этого есть простые упражнения — «медуза» и «звёздочка», которые очень нравятся детям. Их суть заключается в зависании в воде на задержке дыхания и расслаблении шеи.

Как выполнить упражнение «медуза»

  • Попросите малыша лечь на воду и слегка поддерживайте его под грудь. Всё тело и, самое главное, шея находятся в расслабленном состоянии, напоминающем медузу. Смотреть нужно на дно, а не перед собой.
  • Чтобы добиться от ребёнка таких действий, придумайте игру с поиском сокровищ или что-то в этом духе.

Как выполнить упражнение «звёздочка»

  • Положите юного пловца на воду и поддерживайте под грудь своими руками. Попросите его развести руки-ноги, изобразив звезду.
  • Как и в предыдущем упражнении, лицо нужно опустить в воду и расслабить шею. Используйте для мотивации игры.
  • Другой вариант, который можно выполнять для разнообразия, — «звёздочка» на спине.

8. Пробуйте скольжение в воде

Теперь пришло время начать двигаться. Для это есть специальное упражнение «стрелочка», которое является базовой позой во многих стилях плавания.

  • Поддерживайте малыша под грудь и попросите его поднять руки над головой, а потом мягко лечь на воду, выпрямив тело и расслабив шею.
  • Когда закрепите этот приём, пусть ребёнок попробует сделать всё вышеописанное самостоятельно. Отойдите на пару метров от края бассейна и скажите оттолкнуться ногами от бортика и двигаться в вашу сторону.

9. Отработайте движения ног

Здесь есть два варианта: движения кролем, когда ноги поочерёдно перемещаются вверх-вниз, или в стиле брасс — ноги сгибаются в коленях и пловец отталкивается от воды на манер лягушки.

Для малышей в таком возрасте оба варианта правильные. А понять, какой из них больше подходит ребёнку, легко, если попросить его проплыть небольшое расстояние и проверить, какие движения он будет совершать интуитивно — махи или толчки.

Суть упражнения в том, чтобы сделать «стрелочку» и при скольжении включить в работу ноги. Оба варианта по возможности лучше выполнять в правильной технике. Посмотрите, как это делается, и продемонстрируйте ребёнку на суше или в мелкой воде.

  • Кроль: ноги почти не сгибаются в коленях, а двигаются от бедра, стопы максимально вытянуты назад. Движения больше напоминают работу ножниц, а не езду на велосипеде.
  • Брасс: ноги сгибаются в коленях и немного подтягиваются к себе, стопы поджаты вперёд. Затем они разводятся в стороны и происходит резкий толчок.

10. Подключите руки

Для маленького ребёнка проще всего двигаться брассом, когда гребки совершаются двумя руками одновременно.

Однако не обязательно требовать от малыша их безукоризненного выполнения. Если ему будет слишком сложно, допускаются движения техникой по-собачьи, когда гребки совершаются поочерёдно и руки как бы цепляются за воду.

Принцип тот же. Движение начинается из положения «стрелочка», затем в работу включаются руки и ноги.

11. Научите малыша дышать

Все предыдущие упражнения выполняются на задержке дыхания, но так далеко не проплывёшь. Поэтому, когда ребёнок освоит все базовые движения, нужно научить его поднимать голову и вдыхать и при этом не останавливаться.

Делать это нужно только ртом, поскольку при дыхании через нос капли воды могут попадать в носоглотку и вызывать неприятные ощущения. Закрепите навык дыхания с помощью игр в рыбку.

  • «Задумчивая рыбка» — на глубине, где ребёнок не достаёт до дна, попросите оттолкнуться от бортика и медленно проплыть к вам, опустив лицо в воду.
  • «Любопытная рыбка» — пусть ребёнок выполнит предыдущее упражнение, а затем по вашей команде просто поднимет голову без вдоха. В этот момент он должен помочь себе, отталкиваясь от воды ногами.
  • «Восхищённая рыбка» — в этот раз малышу нужно делать всё то же самое, только при подъёме головы быстро вдохнуть воздух ртом. Предварительно можно потренировать резкий вдох при выныривании в более мелкой части бассейна, где воды малышу по грудь.

Как учить плавать ребёнка 5–6 лет и старше

Более взрослые дети эффективнее воспринимают процесс обучения. Они осознанно выполняют задания и отрабатывают упражнения, поэтому в таком возрасте можно учить ребёнка плавать как взрослого.

Делается это по стандартному алгоритму, который подробно описан в нашей статье, или с помощью экспресс-методов. Например, система тренера Дениса Тараканова позволяет научиться плавать за одно-два занятия. Просто просите ребёнка выполнять следующие упражнения по порядку. Каждое примерно по 10 раз.

1. На ступеньках у бассейна или в детском водоёме, где глубина достигает 30–40 см, попросите ребёнка упереться руками в дно и вытянуться во весь рост. Всё тело погружено, над водой лишь голова, шея расслаблена. Пловец должен задержать дыхание и пролежать так 5–10 секунд, а затем плавно поднять лицо, вдохнуть ртом и повторить упражнение.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

2. Пусть ребёнок делает всё то же самое, но опустит лицо в воду и поднимет одну из рук, опираясь только на вторую.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

3. Снова повторите изученный приём, но теперь объясните малышу, что он должен убрать обе руки и повисеть так в воде, считая про себя до пяти.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

4. Попросите ребёнка вытянуть руки перед собой в момент зависания и пробыть в таком положении 5–10 секунд на задержке дыхания. После пусть упрётся руками в дно, поднимет голову для вдоха ртом и повторит упражнение.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

5. Пусть малыш отойдёт от края бассейна на 50–70 см и, развернувшись к нему лицом, выполнит новую вариацию упражнения. После вдоха нужно мягко оттолкнуться от дна и скользить с вытянутыми вперёд руками, не поднимая лицо из воды.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

6. Подключите ноги: после толчка ребёнок должен мягко поболтать ногами, не вытаскивая стопы из воды.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

7. Теперь в работу включаются руки: пусть малыш гребёт ими по-собачьи или брассом. Главное двигать ими под водой на уровне лица, но не под животом.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

8. Попросите малыша повторить предыдущее упражнение, но при движении мягко поднять голову над водой на пару секунд. Вдыхать при этом не нужно, просто закрепите действие для понимания, что это несложно.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

9. И наконец пусть малыш оттолкнётся и поплывёт, двигая ногами и руками, а затем попытается приподнять голову над водой и сделать вдох ртом.

Подробности, как правильно выполнять каждое упражнение, можно посмотреть в видео:

Когда и как начинать занятия с малышом?

Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.

Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель – не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.

Читайте также:  Болит шея и под лопаткой

Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие.Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом – 36, на четырнадцатом – 35.5, на двадцатом – 35, на двадцать четвертом – 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна – 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.

Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около35.5 – 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.

Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.

Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель – до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде – летний костюмчик, туфли, носки, шапочка – спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

Вначале мы изучали методику Фирсова, потом – опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.

Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.

Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..

При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии – не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.

Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.

Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.

Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине – основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.

Следующее упражнение – отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.

Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.

Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе – значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.

Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе’ ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.

Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание – продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости – ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник – занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.

Читайте также:  Как часто нужно заниматься в зале

Ныряние – необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.

Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: «Внимание, ныряем» или «Раз, два, три, ныряем!» И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

На команду: «Внимание, ныряем» Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На «Внимание, ныряем» Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.

Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.

При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: «Что же это было?» Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.

Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне – это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.

В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.

В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор «Русалочка». Основной компонент – «корона русалочки». Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.

С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.

Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.

Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без «русалочки» лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает «русалочка», из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова

Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.

Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо

научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться «ожерельем русалочки», оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию – это «подвески русалочки». Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.

Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.

Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:

«Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так». При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.

В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.

Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн – 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.

Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное – Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector